Албанцы

Албанцы, шкиптар (самоназвание в единственном числе, от «шчип» — «говорить понятно»), в Италии — арбреши, основное население Албании.

Численность и язык

Численность в Албании ок. 3 млн. человек (2008). Живут также в Косово (составляя большинство населения) и Македонии. В соседних с Албанией районах Греции, в Италии (южные области и остров Сицилия — потомки переселенцев 15-16 вв.). Небольшое число албанцев расселено в Турции, Болгарии, Румынии, Украине (Одесская и Запорожская области), США. Общая численность свыше 8 млн. человек.

Относятся к динарскому типу балкано-кавказской расы большой европеоидной расы. Говорят на албанском языке, образующем отдельную группу индоевропейской семьи.

Согласно энциклопедическому словарю Брокгауза и Ефрона, албанцы — прямые потомки древних пеласгов, язык которых они сохранили до сих пор с теми, конечно, переменами, которые произошли в нём в течение тысячелетий.

Выделяются —

  • гегийские (северные) говоры и
  • тоскский диалект.

Письменность на основе латинского алфавита.

Согласно «Всемирной книге фактов ЦРУ» на 2014 соотношение количества верующих албанцев разных религий таково:

  • мусульмане — 56.7 %,
  • католики — 10 %,
  • православные — 6.8 %

История

Албанцы -потомки древнейшего населения Балканского полуострова. Некоторые учёные (в том числе албанские) считают основным этническим ядром албанцев племена иллирийцев, другие — фракийцев. На культуру и язык албанцев наложили отпечаток римское господство (2 в. до н. э. — 4 в. н. э.), славянская колонизация 6-7 вв., влияние Византии, включение части этнической территории в государства болгар и сербов, борьба за влияние между католической и православной церквями.

С 11 в. происходило постепенное слияние племён и образование территориальных межплеменных общностей. Этноним «албанцы» («арберы») стал распространяться на всех обитателей Албании. В 15 в. начала складываться социально-экономическая и политическая общность.

Господство Османской империи (конец 15 в.-1912) вызвало интенсивную эмиграцию албанцев (в различные области Османской империи, в Италию, Россию и др.). Нарушились хозяйственные связи между албанскими областями, консервировались примитивные традиции в быту и хозяйстве, углублялись диалектные различия.

В 17-18 вв. вследствие жестокой дискриминации христианского населения большинство албанцев перешло в ислам. В горных районах, сохранявших относительную самостоятельность и элементы родоплеменных отношений, население продолжало придерживаться православия (на юге) и католицизма (на севере). Этноним «арберы» был постепенно заменён новым — «шкиптар» (или «шчиптар», «штиптар»), по которому отличались говорящие понятно («шчип») от завоевателей, говорящих на турецком языке.

Потомки эмигрантов в Италии сохранили вариант средневекового этнонима «арбреши». Во 2-й половине 18 — начале 19 вв. сформировались две главные группы албанцев:

  • тоски (область Тоскэрия на юге) и
  • геги (область Гегэрия на севере).

С середины 19 в. усиливались процессы этнической консолидации, росло национальное самосознание албанцев. В конце 19 в. сложился современный литературный язык (на основе тоскского диалекта).  С конца 19 в. происходила эмиграция албанцев в Египет, Америку (главным образом в США и Аргентину), Австралию.

Национально-освободительная борьба албанцев против турецкого ига (независимость Албании провозглашена в 1912), затем против итальянских и германских оккупантов (1939-44) усиливала процесс национальной консолидации. Победа народно-демократической революции (1944) и переход к социалистическому строительству обусловили окончательное национальное сплочение албанцев.

В 1940—1980-е годы в Албании действовал сталинистский режим Энвера Ходжи, проводивший политику изоляционизма. Во второй половине 1980-х годов Албания, уровень жизни в которой был крайне низким, открыла границы. В связи с этим началась массовая миграция албанцев в Грецию и Италию.

В 1990-е албанцы заявили о планах создать свою государственность в сербском крае Косово и Метохия (получивший при поддержке войск НАТО после 1999 фактическую независимость от Сербии; албанцы уже в первой половине ХХ века стали составлять в нём подавляющее большинство населения) и некоторых районах Македонии.

Традиции

Традиционное хозяйство в низменных районах — земледелие (пшеница, рис, табак, оливы, на юго-западе цитрусовые), в горных — отгонное скотоводство (овцы, козы). Со временем развилось скотоводческо-земледельческое (с преобладанием кукурузы) хозяйство. За годы социалистического строительства Албания стала аграрно-индустриальной страной с развивающейся лёгкой, горнорудной, нефтяной и деревообрабатывающей промышленностью. Около 1/3 албанцев живёт в городах (Тирана и др.).

Традиционное жилище албанцев:

  • в горах — средиземноморского типа: двухэтажные каменные дома (внизу — хлев, наверху — жилые помещения), под крутыми крышами (из-за обильных снегопадов) из драни;
  • в долинах — небольшие хижины из камня, глинобитные, плетнёвые или дощатые; в городах — двухэтажные дома, расположенные (по мусульманской традиции) в глубине закрытых дворов.

Для северной Албании в прошлом характерны каменные дома (кула). В современном селе преобладают двухэтажные дома (оба этажа жилые) с лоджиями, кирпичные, штукатуренные, под 4-скатными черепичными или шиферными крышами. Для интерьера характерно обилие ковров, драпировок.

Традиционная одежда скотоводов — из шерстяных тканей, земледельцев — из шерстяных, льняных, шёлковых, хлопчатобумажных. Преобладающие цвета — белый, чёрный, красный. Украшения- вышивка, аппликация, кружева, декоративный шнур. Исходные элементы мужского и женского традиционного костюма — белая рубаха прямого покроя с длинными рукавами и верхняя плечевая распашная одежда без застёжки. Мужская «фустанелла» (подол рубахи превратился в белую юбочку, наплечная одежда — в жилет) была почти повсеместно распространена в 18 в., до 20 в. сохранялась на юге. Тип «тирчи» (узкие белые штаны, короткая рубаха, жилет, куртка) распространился в 19 в. (кроме юга), сохраняется в горной зоне. Мужской головной убор — белая валяная (реже вязаная) шапочка, полусферическая или с плоским верхом. В женском костюме обязательны фартук (шерстяной,ярких расцветок), обилие вышивок и серебряных украшений; головной убор полотенчатый. Обувь — из цельных кусков сыромятной кожи. Под влиянием турецкой культуры одежда албанцев дополнилась шальварами, золотошвейными украшениями.

Основа традиционной пищи — кукурузный и пшеничный хлеб, у земледельцев преобладали овощные, у скотоводов — молочные блюда.

Система родства английского типа. Традиционные виды прикладного искусства:

  • обработка серебра (литьё, филигрань),
  • резьба по камню и дереву,
  • ковроткачество (полихромный геометрический орнамент),
  • с 17- 18 вв. известна полихромная роспись (преобладание растительных мотивов) зданий.

Сохраняются песенный, танцевальный (хороводные танцы) фольклор, эпические сказания.

Литература

  • Арш Г.Л., Сенкевич И.Г., Смирнова Н.Д., Краткая история Албании, М., 1965;
  • Будина О.Р., Народное жилище Северной Албании, в кн.: Культура и быт народов Зарубежной Европы, М., 1967;
  • Иванова Ю.В., Северная Албания в XIX – начале XX в., М., 1973.
Традиционное жилище.
Традиционное жилище.
Народный танец. Южная Албания. 80-е гг. 20 в.
Народный танец. Южная Албания. 80-е гг. 20 в.
Дом-башня кула.
Дом-башня кула.
Традиционные костюмы.
Традиционные костюмы.
Традиционная городская застройка. Трокастра. Город-музей.
Традиционная городская застройка.
Трокастра. Город-музей.