Американцы

Американцы, американцы США, народ, основное население США.

Численность и языки

Численность свыше 308 млн. человек (2010). В антропологическом отношении крайне неоднородны. Ядро народа составили представители различных европейских популяций (72% белых). В формировании американцев приняли участие также представители большой негроидной расы и немногочисленные элементы американской.

Отдельной этно-расовой группой американцев являются афро-американцы — 38 млн. человек (2009 — 12,4%). Говорят на американском варианте английского языка — эбоникс.

Также большое количество выходцев из Азии — китайцы, филиппинцы, индусы, вьетнамцы, корейцы, японцы. 17 млн. человек (2010 — 5,6% населения)

Индейцы и эскимосы — 5,2 млн. человек (1,7% — 2010).

Отдельной строкой идут латиноамериканцы и испаноговорящие метисы. На 2010 их количество равнялось около 50 млн. человек, что составляет 16,3%, т.е. сюда могут быть включены и белые, и афроамериканцы, так или иначе связанные с Латинской Америкой.

Выделяются северные, южные и западные диалекты и говоры. Распространён также испанский язык. Письменность на латинской основе. Большая часть верующих — протестанты (баптисты, методисты и др.), значительная часть — католики, есть приверженцы многочисленных сект и нетрадиционных культов.

История

Характерной чертой этнической истории американского народа всегда было расовое и этническое разнообразие его компонентов. Европейские колонисты, предки подавляющего большинства современных американцев, в 16 в. стали переселяться в Северную Америку, оттесняя её коренных жителей индейцев с их земель и истребляя их. При этом заимствовали у индейцев некоторые элементы материальной и духовной культуры.

Европейцы ввозили в Америку африканцев, обращая их в рабство. Рабы-африканцы подвергались жесточайшей эксплуатации. В новых условиях, усваивая и вырабатывая новые язык и культуру, они складывались в афро-американскую этнорасовую общность и оказали большое воздействие на быт и культуру американского Юга.

Первоначально в связи с преобладанием английских колоний в Северной Америке большую часть населения европейского происхождения составляли выходцы из Англии и ее владений. Это определило ведущую роль английского языка и культуры в процессе формирования американской этнической общности. Но английские традиции получили в Америке самобытное развитие и подвергались культурному влиянию выходцев из других народов Европы (голландцев, немцев, французов и др.), а также индейцев и африканцев, чему способствовали смешанные браки.

Американская нация сформировалась в ходе Войны за независимость (1775-83). В процессе ее первоначальной консолидации в начале 19 в. определилось разделение страны на три экономико-географических и культурных района — торгово-промышленный и фермерский Север, рабовладельческий Юг и быстро заселяемый Запад, население которых отличалось культурно-бытовыми и языковыми особенностями.

К середине 19 в. приток в США крестьян, ремесленников, рабочих из Европы, продолжавшийся десятилетиями, приобрел массовый характер. Иммигранты (преимущественно ирландцы и немцы) составляли в 1860 13-14% населения. Большинство их становилось рабочими промышленности и транспорта, занималось самой тяжёлой и низкооплачиваемой работой, подвергалось бытовой дискриминации. Меньшая часть была занята в сельском хозяйстве. В состав населения США влились жители захваченных у Мексики в 1846-48 земель — мексиканцы (испано-индейские метисы и потомки испанцев), а также индейские народы.

Гражданская война 1861-65 привела к сплочению американского государства, консолидации американской нации в её обновившемся этническом составе, к освобождению рабов.

К концу 19 и начале 20 вв. в США сложилась система жестокой расовой сегрегации и этнической дискриминации. Иммиграция, стимулируемая бурными темпами экономического развития США, сильно возросла в основном за счёт выходцев из Южной и Восточной Европы — из Италии, многонациональных Российской и Австро-Венгерской империй и т. д. В 1910 иммигранты и их дети составляли почти 40% белого населения США.

В 20-е гг. 20 в. в США были приняты иммиграционные законы, сильно ограничившие въезд в страну и поставившие отбор иммигрантов в зависимость от их расовой и национальной принадлежности. Эпоха свободного въезда в США завершилась. Последовавшая за этим относительная стабилизация этнического состава вела к углублению ассимиляционных процессов и усилению межэтнической консолидации. США не стали многонациональным государством. Многочисленные этнические группы, входившие в состав американцев, как правило, не имели своей этнической территории. Этому способствовали быстрая урбанизация и преимущественно смешанное расселение сельских жителей. Американский народ стал общностью людей разнородного этнического и расового происхождения.

В 1965 в США был принят новый иммиграционный закон, отменивший расистские основы прежнего законодательства. Преимущественное право на въезд получили ученые, специалисты и т. п. Этот закон изменил этнический состав иммиграции. Резко возросла, в частности, иммиграция из стран Азии (филиппинцев, китайцев, корейцев и др.), в основном специалистов.

Американцы достигли значительной степени консолидации, причём процессам ассимиляции, как и прежде, препятствует этническая дискриминация. На английском языке (его американском варианте) говорит подавляющее большинство американцев. Однако многочисленные недавние иммигранты пользуются в быту своими родными языками, и таким образом часть населения двуязычна. Американская нация включает ряд нерастворённых (хотя и сильно американизированных) этнических групп, представители которых обладают двойственным этническим самосознанием: американские итальянцы, американские немцы и др.

  • Американцы немецкого происхождения (47,911,129 чел.; 16.50% от всей численности населения)
  • Американцы ирландского происхождения (35,186,074 чел.; 11.50% от всей численности населения)
  • Американцы английского происхождения (26,349,212 чел.; 9.00% от всей численности населения)
  • Американцы (20,875,080 чел.; 6.75% от всей численности населения)
  • Италоамериканцы (17,488,984 чел.; 5.65% от всей численности населения)
  • Американцы польского происхождения (9,660,864 чел.; 3.12% от всей численности населения)
  • Американцы французского происхождения (8,891,224 чел.; 2.87% от всей численности населения)
  • Американцы шотландского происхождения (5,562,022 чел.; 1.79% от всей численности населения)
  • Американцы нидерландского происхождения (4,687,636 чел.; 1.51% от всей численности населения)
  • Американцы норвежского происхождения (4,491,712 чел.; 1.45% от всей численности населения)
  • Американцы армянского происхождения (2,000,000 чел.; 1 % от всей численности населения)

Наименее ассимилирована крупная этническая группа мексиканцев, или чиканос (свыше 50 млн. человек; живут большей частью в юго-западных штатах), которая постоянно пополняется легальными и нелегальными переселенцами из Мексики и испытывает усиленную дискриминацию, как и пуэрториканцы (свыше 2 млн. человек).

После 2-й мировой войны 1939-45 во всех этнических и расово-этнических группах американцев наблюдалось усиление этноцентризма. Наиболее сильна эта тенденция в негритянском движении. Активный характер имеет движение чиканос.

Традиции

Подавляющее большинство американцев живёт в городах и пригородах, занято в промышленности и сфере обслуживания. Система родства английского типа. Американцы чрезвычайно мобильны. Перемещение идёт главным образом в западные, отчасти в южные штаты. Особенности этнической истории американцев отражает народная и профессиональная культура. Широко отмечаются национальные праздники, прежде всего День независимости — 4 июля. Бытовые праздники — день благодарения (последний четверг ноября), день матери (2-е воскресенье мая) и др.

Для современной культуры американцы характерна массовая стандартизация образа жизни, его коммерциализация.

Большую роль играют национальные виды спорта: бейсбол, баскетбол, а также бокс, регби, хоккей. Очень распространен туризм. В фольклоре сочетаются сказки европейского, индейского и афр. происхождения; характерная черта нового американского фольклора -современные сюжеты, появившиеся под влиянием технического прогресса. Для музыкального фольклора также характерен синтез европейских и африканских традиций (так, например, сельская музыка, негритянские религиозные гимны и блюзы).

Литература

  • Национальные процессы в США, М., 1973;
  • Баграмов А.А., Иммигранты в США, М., 1957;
  • Шлепаков А.Н., Иммиграция и американский рабочий класс в эпоху империализма, М.,1966;
  • Богина Ш.А., Иммигрантское население США, 1865 — 1900 гг., Л ., 1976;
  • Богина Ш.А., Этнокультурные процессы в США (кон. XVIII — нач. XIX в.), М., 1986;
  • Нитобург Э. Л., Негры США. XVII- начало XXв., М., 1979;
  • Народ — да! Из американского фольклора. пер. с англ., М., 1983;
  • Harvard encyclopedia of American ethnic groups, Camb.-Mass.-L., 1980;
  • Sowell Th., Ethnic America. N.Y.,1981;
  • The American self: myth, ideology and popular culture, Albuquerque, 1981;
  • Research in American culture, N.Y., 1982;
  • Hacker A., US: a statistical portrait of american people, N.Y., 1983.
Первопоселенцы в канзасских прериях у жилища из дёрна. 1880-е гг.
Первопоселенцы в канзасских прериях у жилища из дёрна. 1880-е гг.
Ковбои у походной кухни. Граница Техаса и Оклахомы. 18S5.
Ковбои у походной кухни. Граница Техаса и Оклахомы. 18S5.
Представители этнических групп на открытии выставки, организованной этнографическим музеем Большого Кливленда.
Представители этнических групп на открытии выставки, организованной этнографическим музеем Большого Кливленда.
Уличный художник в Новом Орлеане.
Уличный художник в Новом Орлеане.
Уличный торговец в Вашингтоне.
Уличный торговец в Вашингтоне.
Уличное представление.
Уличное представление.
Город Миннеаполис. Современная застройка с использованием старых европейских традиций.
Город Миннеаполис. Современная застройка с использованием старых европейских традиций.
Ферма. Штат Делавер.
Ферма. Штат Делавер.
Жилой дом. Цинциннати, штат Огайо.
Жилой дом. Цинциннати, штат Огайо.
Жители Нью-Йорка.
Жители Нью-Йорка.