Арикара

Арикара (на языке пауни — «рога», по традиционному головному убору из двух костяных пластин), индейский народ группы кэддо в США (резервация Форт-Бертолд в штате Северная Дакота).

Численность и язык

Численность около 1300 человек. Говорят на языке арикара. Один из последних свободно говорящих, Мод Старр (Maude Starr), умер 20 января 2010 года. Распространён также английский язык. По религии — протестанты.

История

Предки арикара обитали на востоке современных штатов Небраска и Канзас; вместе с родственными пауни и уичита мигрировали на север в район среднего течения реки Миссури. Затем вследствие засухи и нашествия апачей отделились от пауни и мигрировали на восток по реке Миссури.

Вскоре после переселения с Великих равнин между переселенцами и местными жителями — предположительно предками манданов — произошёл кровавый конфликт, кульминацией которого стала Кроу-Крикская резня в 1325, когда местные обитатели вырезали около 500 арикара, подвергнув их жестоким пыткам. Причины конфликта были в основном экономическими — засуха, перенаселённость и неэффективные методы хозяйства.

Численность в конце 18 в. составляла 3-4 тыс. чел. Позднее она существенно сократилось в результате эпидемии оспы в конце 1830-х годов, в связи с чем арикара со временем образовали федерацию Трёх племён вместе со своими бывшими врагами, двумя сиуанскими племенами — манданами и хидатса.

Во время Великой войны сиу 1876 года арикара служили разведчиками в войсках подполковника Кастера во время Битвы при Литтл-Бигхорн.

Традиции

Традиционная культура типична для индейцев востока Великих равнин (см. в статье Индейцы). Занимались ручным подсечно-огневым земледелием, конной охотой на бизонов, собирательством, речным рыболовством. Помимо общераспространенных способов загонной охоты практиковали охоту на бизонов во время переправы через реки, используя круглые лодки из кожи бизона на каркасе из ивовых прутьев, лук, ножи. Обменивали маис, табак, лошадей и мулов на оружие, топоры, котлы и другое у чейеннов и дакота.

Поселения располагались вдоль рек, земляные дома — вокруг церемониальной площадки. Матрилинейные роды объединялись в две «половины». К началу 19 в. составляли три локальные группы. Управлялись советом из наследственных старейшин поселений, возглавлявшимся жрецами — хранителями «священных узлов».

Военные общества (крупнейшее — общество Победного танца) организованы по возрастному принципу. Традиционные верования включали шаманство, культ личных духов-покровителей, «священных узлов» (связок предметов, собранных во время древних миграций).

Современные арикара обладают частичной автономией. Заняты животноводством, фермерским хозяйством, мелким предпринимательством, работой по найму.

Литература

  • Dorsey J.A.,Traditions of the Ankara,Wash., 1904;
  • Holder P., Social stratification amongthe Aricara, «Ethnohistory», 1958, v.5. [№2].
Делегация арикара и мандан в 1874.
Делегация арикара и мандан в 1874.
Воин арикара. Художник Карл Бодмер, 1840-1843.
Воин арикара. Художник Карл Бодмер, 1840-1843.