Ассинибойны

Ассинибойны (на языке оджибве — «те, которые готовят пищу с помощью камней»), накода (самоназвание), в Канаде называются стоуни (англ. — «каменные»), индейский народ группы сиу.

Численность и язык

Численность около 3500 (2013). В США живут в резервациях Форт-Белнап совместно с гро-вантрами и Форт-Пек с дакота — на севере и северо-востоке штата Монтана и в Канаде — в основном в резервации Стоуни в провинции Альберта.

Говорят на диалекте языка дакота. Распространены также английский и французский языки. По религии — протестанты.

История

Входили в состав центральной группы дакота. В 16 в. отделились от дакота и поселились в окрестностях озёр Виннипег и Лесное в современной Канаде, где были связаны с кри. В середине 18 в. распались на группы:

  • северную (лесную) — в долинах рек Ассинибойн и Саскачеван, и
  • южную (степную) — в долине реки Миссури.

Заняли практически всю канадскую часть Великих равнин, а также область от Белых Земель до гор Свит Грае (юг Манитобы, юго-запад Онтарио, северо-восток Дакоты, северо-запад Миннесоты). Заимствовали у соседей лошадь и огнестрельное оружие и перешли к конной охоте на бизонов. В союзе с кри и оджибве враждовали с дакота, гро-вантрами и черноногими.

Первый контакт с европейцапи произошел в 1690. В начале 19 в. втянуты в торговлю мехами. Численность в начале 19 в. 8-10 тыс. чел., в результат эпидемий сильно сократилась. В 1870 и 1871 были образованы резервации Форт-Белнап и Форт-Пек.

В 1890 из-за войн эпидемий их численность сократилась с 10000 до 2600.

Входили в так называемую «Железую конфедерацию» племен равнин, существовавшию с конца 17 века и фактически до поражения индейцев в 1885.

В 1885 участвовали в восстании против Канады.

Современные ассинибойны обладают ограниченным самоуправлением, заняты работой по найму в сельском хозяйстве. Сохраняются родовые связи и взаимопомощь.

Традиции

Традиционная культура типична для индейцев Великих равнин (см. в статье Индейцы). Основное занятие — конная охота на бизонов. Кроме лошадей при перекочёвках использовались собаки. Мясо поджаривали либо варили в кожаных мешках, опуская туда раскалённые камни (отсюда название). Пеммикан и шкуры бизонов обменивали на европейские товары.

Одежда украшалась характерным геометрическим орнаментом. Составляли 8 родов и до 33 кочевых общин. Существовали военные общества, мирные и военные вожди. Система родства ирокезского типа. Брачное поселение патрилокальное. Существовали полигиния, обычаи избегания.

Традиционные верования включали культ верховного божества-демиурга (песнопения, жертвоприношения, ритуальные посты), личных духов-покровителей, почитание «священных узлов». Мёртвых хоронили в сидячем положении. Была распространена пляска Солнца.

 

Литература

  • Lowie R.Н., The Assiniboine, N.Y., 1909.
Вождь ассинибойнов, нарисованный Кэтлином в 1832.
Вождь ассинибойнов, нарисованный Кэтлином в 1832.
Семья ассинибойнов в Монтане 1890-1891.
Семья ассинибойнов в Монтане 1890-1891.