Анимизм

Анимизм (от лат. anima, «дух, душа»), термин, обозначающий религиозные представления о духах и душе.

Введён в этнографическую науку английским этнографом Э. Б. Тайлором, который считал веру в отделимых от тела духов древнейшей основой («минимумом») религии, созданной «дикарём-философом» в результате размышлений над причинами сновидений, смерти и т. п. Анимистические представления — элемент всякой религии. В соответствии с характерным для архаических верований антропоморфизмом (наделением явлений окружающего мира свойствами человека), духи персонифицировали природные явления (гром, ветер и т. п.) и объекты (деревья, источники и т. п.), наделялись собственной волей, способностью вредить людям (например, духи болезней). Духи, однако, не противопоставлялись этим объектам как их духовные сущности — дух мог отождествляться с фетишем (см. в ст. Фетишизм), погибать вместе со своим вместилищем и т. п. Душа человека воплощалась в важнейших процессах жизнедеятельности организма (дыхание), его органах (сердце, голова) — сравнение представления о «телесной» душе, погибающей со смертью человека и отличной от духа умершего, о множественности душ и т. п. Для первобытного сознания существенным было противопоставление видимого («своего», освоенного) и невидимого миров (потустороннего мира духов), живого и мёртвого, но не телесного и бестелесного, одушевлённого и неодушевлённого. Тенденция к спиритуализации представлений о духах и душе возобладала в мировых религиях классового общества (буддизм, христианство): душа признавалась вечной нематериальной субстанцией, её связь с телом — временной.