Род

Род, группа родственников, ведущих своё происхождение по одной линии (материнской или отцовской), по большей части осознающих себя потомками отдалённого общего предка (реального или мифического), носящих общее родовое имя; для классического род характерна экзогамия.

Для обозначения рода как социального института в этнографической литературе употребляются также и другие термины «клан», «генс», но содержание их не всегда равнозначно понятию род. Род возникает из первобытного человеческого стада, или праобщины, вероятнее всего, на рубеже нижнего и верхнего палеолита. В силу обычая экзогамии рода не могли существовать изолированно, и с самого начала объединялись в эмбриональные племена (см. Племя). Первоначально племя состояло из двух связанных брачными отношениями родов. Позднее, вследствие разделения последних, в племя стало входить большее число родов, объединявшихся во фратрии.

Сущность родового строя с такими характерными его чертами, как первобытный коллективизм, отсутствие частной собственности, классов, моногамной семьи и т. д., показали уже Л. Г. Морган и Ф. Энгельс. Но поскольку этнография имеет возможность непосредственно изучать лишь сравнительно поздние формы родов, по ряду вопросов развития рода существуют различия во взглядах не только между учёными. Согласно одной из распространённых в современной науке точек зрения, родовое общество проходит последовательно два этапа развития — материнского рода и отцовского рода. В материнском роде производственные отношения людей, как правило, совпадали с отношениями между кровными родственниками. Эти отношения характеризовались коллективными производством и потреблением, общеродовой собственностью на основные средства производства, равноправием сородичей в общественных делах. Таким образом, род, в это время был экономической и социальной ячейкой первобытного общества.

С развитием производительных сил совершается переход к отцовскому роду. У значительной части народов этот переход был связан с распространением пастушеского скотоводства, плужного земледелия и металлургии. Экономической ячейкой общества становится большая патриархальная семья, род сохраняет преимущественно брачно-регулирующие и религиозно-обрядовые функции. К этому времени относится также начало разложения родовых отношений и постепенная смена их территориальными. Живущие рядом патриархальные семьи разных родов образуют первобытную соседскую, или протокрестьянскую, общину. Начинает складываться малая семья (см. Брак и семья). Все эти изменения постепенно приводят к окончательному распаду родовых отношений, которые сменяются классовыми. Однако различные родовые структуры часто сохраняются и после возникновения классового общества (в особенности у кочевых и горских народов — туарегов Сахары, курдов и др.). Как правило, у них существует на этом этапе развития иерархия родов с господством одних родов над другими. Особенно долго родовое деление сохраняется у аристократической верхушки кочевых народов.

Согласно другой точке зрения, уже на раннем этапе развития первобытного общества род не был производственной ячейкой, а имел главным образом лишь брачно-регулирующие функции. При этом род выступал в материнской или отцовской форме в зависимости от конкретных условий, а не от этапа развития. Экономической ячейкой общества и важнейшим социальным организмом была община, включавшая в силу обычая экзогамии представителей разных родов (при матрилокальном браке мужчины входили в родовую общину жены, при патрилокальном браке женщины входили в родовую общину мужа). Ядро такой общины составляли представители одного рода. Высказывается и такой взгляд, по которому род возникает только в неолите. Вопрос о соотношении рода и общины продолжает изучаться.