Брак и семья

Брак и семья, взаимосвязанные социальные институты, регулирующие отношения между мужчинами и женщинами и их отношение к потомству. Брак — общественно признанный союз, как правило, между лицами разного пола, реализующий естественную потребность людей в продолжении рода; семья — общественная ячейка, основанная на таком союзе и обслуживающая его экономически. Точная дефиниция брака и семьи затруднена большой исторической изменчивостью этих институтов и существованием их самых разнообразных форм.

О начальных, реконструируемых по данным этнографии, археологии и смежных наук формах брака и семьи в современной науке существуют разные гипотезы, которые могут быть сведены к двум основным группам. Согласно одной из них, в древнейшем, ещё не вполне сформировавшемся обществе имели место неупорядоченные отношения полов (половой промискуитет, от лат. promiscuus, «смешанный») и, следовательно, брак и семья отсутствовали. Первой формой брака, по-видимому, был групповой брак, возникший со становлением человека современного вида и появлением дуальной организации взаимо-брачных родов. Групповой брак известен преимущественно по пережиткам и получил в науке самые разные трактовки; от фактических брачных отношений мужчин и женщин различных родов до права-обязанности родов поставлять друг другу половых партнёров. Позднее, с появлением избыточного продукта и начавшимся выделением внутри общины потребительских ячеек, возникли парные (синдиасмические, от греч. syndiasmos, «соединение вместе») брак и семья. Согласно другой группе гипотез, человечество с эпохи становления общества знало парные семьи, из которых состояли общины, либо пришло к ним с возникновением человека современного вида; групповой брак, не будучи преобладающим, лишь дополнял парный брак.

Существовавшие в эпоху расцвета первобытнообщинного строя парные брак и семья отражали начала первобытного равенства (эгалитаризма), в т. ч. и равноправия полов. Муж и жена одинаково участвовали в общественном производстве, их имущество было раздельным, общесемейная собственность отсутствовала, дети находились на общем иждивении. Отсюда — социально-экономическое равенство супругов, имевшее место как при уксорилокальном или матрилокальном браке (см. Матрилокальность), так и при браке вирилокальном или патрилокальном (см. Патрилокальность). Брак был непрочен и легко расторжим. Индивидуальный брак ещё сочетался с остатками группового; значит, распространение имела полигиния (многоженство), реже — полиандрия (многомужество): парность брака, таким образом, была относительной, и в отечественной науке для парных брака и семьи предложено более точное наименование — «первобытноэгалитарные брак и семья».

В эпоху разложения первобытнообщинного строя парцеллизация первобытной экономики и зарождение частной собственности потребовали укрепления семьи как хозяйственной и собственнической ячейки. Одновременной возросла роль мужского труда в ведущих сферах хозяйства, что привело к монополизации мужчиной собственности на средства производства. Возникла тенденция к превращении неустойчивых парных (первобытноэгалитарных) брака и семьи в такую форму брачно-семейной организации, при котором жена и дети были бы прочно привязаны к мужу и отцу как находящиеся на его иждивении, зависимые члены семьи. Это превращение могло непосредственно вести к возникновению малой семьи, но из-за хозяйственной слабости отдельных семейных ячеек оно обычно проходило через промежуточную стадии большой, или патриархальной, семьи, или семейной общины. Такая семья объединяла несколько семейных ячеек, главы которых состояли в близком родстве, и могла включать также несвободных, в т. ч. домашних рабов. В условиях господства натурального хозяйства большая семья часто сохранялась и в докапиталистических классовых обществах, хотя почти никогда не была единственной формой семьи, т. к. попеременно дробилась и разрасталась. Многие появившиеся на этой стадии институты патриархата (покупной брак, умыкание, ортокузенный брак, полигиния как привилегия знатных и богатых и т. п.) также сохранялись у некоторых народов в докапиталистическом классовом обществе. В то же время на переходной стадии ещё удерживались остатки первобытноэгалигарных брачносемейных порядков, например коллективная собственность членов большой семьи и высокое положение в ней старшей женщины.

С возникновением классового общества повсеместно распространились прочное соединение супругов в так называемой малой, или моногамной, семье и соответствующая моногамная форма брака (моногамная семья от греч. monos, «один» и gamos, «брак»); однако аналогичные формы возникают и при полигинии: точнее обозначение такой семьи как малой, а соответствующей формы брака — как вириархального (от лат. vir, «муж» и греч. arche, «власть»), патриархального или патриархического (от лат. pater, отец). В древнем мире и в средние века брак был главным образом экономической сделкой, а отношения в семье — юридически закреплённой зависимостью от её главы. Лишь в новое время возникшие в лишённой средств производства пролетарской среде брак и семья вновь утратили частнособственнический характер и приобрели элитарные черты: в позднекапиталистическую эпоху они постепенно укоренились и во всём буржуазном обществе. Эти черты нашли свое развитие в браке и семье социалистического общества, строящихся на началах равенства супругов.

Брак и семья классифицируются также с точки зрения их структурно-функциональной вариантности. При этом, например, все семьи подразделяются на простые (нуклеарные, элементарные) и сложные (составные) с отнесением к первым парной и моногамной, а ко вторым — полигамной (составной) и большой (расширенной) семей.

Семья яванцев.
Семья яванцев.
Семья тонга.
Семья тонга.
Семья тибетцев.
Семья тибетцев.
Семья ойратов. Монголия.
Семья ойратов. Монголия.
Полигамная семья вождя у намбиквара.
Полигамная семья вождя у намбиквара.
Латыши.
Латыши.
Семья алтайцев.
Семья алтайцев.
Семья папуасов бонгу.
Семья папуасов бонгу.

4 мысли о “Брак и семья”

  1. Уведомление: Кузенный брак | Nations
  2. Уведомление: Моногамия | Nations
  3. Уведомление: Община | Nations

Комментарии закрыты.