Аквапим (буквально «тысяча невольников»), аквапем, акуапем, тви, народ группы акан, обитающий на юге Ганы, в районе Аквапимских холмов к северу от города Аккра, между реками Вольта и Денсу.
Численность и язык
Численность 620 тыс. человек (1992). Относятся к негрской расе большой негроидной расы. Языки аквапим, ашанти и ачем, часто рассматриваются в качестве диалектов языка чви (тви) — чви каса, лит. форма и письменность на латинской основе которого была создана пресвитерианскими миссионерами на базе диалекта аквапим в конце 19 в.
История
Аквапим переселились на нынешнюю территории в начале 17 в. с северо-запада, ассимилировав черепон и гуан и создав вождество Аквапим. В 1650-1730 были данниками Акваму., в 1742-1826 входили в Конфедерацию Ашанти. В 1894 распалось на вождества Аквапим Окери, Аквапим Анафо и Аквапим Гуан.
Традиции
Основные занятия — ручное земледелие (ямс, маниок, рис, просо, сорго, кукуруза, бананы, возделывание масличной пальмы), разведение мелкого рогатого скота и домашней птицы, кузнечество, гончарство, резьба по дереву. В настоящее время большинство занято выращиванием какао и кофе.
Традиционный быт, материальная культура и социальные институты очень близки к ашантийским (см. Ашанти). В отличие от других народов акан в Гане, практически все аквапим исповедуют христианство (пресвитериане и методисты), что связано с активной деятельностью европейских миссионеров в 19 в., центр которой находился в районе Аквапимских холмов.
Основой организации являются деревенские общины (нкура), большие семьи (фиефо), матрилинейные роды. Во главе вождества стоял оманхене и совет старейших, в который входили главы деревенских общин. Вирилокальность, моногамность брачного поселения. Счет родства как матрилинейный, так и патрилинейный(но доминантом является матрилинейность).
Литература
- Kwamena-Poh М.A., Government andpolitics in the Akuapem state, 1730- 1830, L.-Evanston (III), 1973.