Армяне

Армяне, хай (самоназвание), народ в Закавказье, основное население Армении.

Численность и язык

Общая численность 10-12 млн. человек.

  • Армения: 2 961 801 (перепись 2011 г.)
  • Россия: 1 182 388 (перепись 2010), или до 2,5 млн. (оценка)
  • Франция: 800 тыс. (оценка, происхождение)
  • США: 483 366 (перепись 2010 г.) или 1 500 000 (оценка, происхождение)
  • Турция: 60 тыс. (без хемшилов) от 450—490 тыс. (схемшилами)
  • Грузия: 248 929 (перепись 2002 г. не включающая Абхазию и Южную Осетию)
  • Сирия: 100 тыс. / 190 тыс. (оценка)
  • Иран: 150 тыс. (оценка, 2000 г.) или ок. 102 тыс. (оценка, 2014 г.)
  • Ливан: 140 тыс. (оценка)
  • Нагорно-Карабахская Республика: 137 380 (перепись 2005 г.)
  • Аргентина: 130 тыс. (оценка)
  • Украина: 100 тыс. (перепись 2001)
  • Польша: 1082 (перепись 2002 г.), 92 тыс. (оценка, происхождение)

Принадлежат к арменоидной (переднеазиатской) расе большой европеоидной расы. Говорят на армянском языке, образующем отдельную группу индоевропейской семьи. Делится на западные и восточные диалекты с поддиалектами и говорами. Письменность на основе армянского алфавита. Верующие армяне — главным образом христиане монофиситы, небольшая часть армян в зарубежных странах — армяно-католики, католики и протестанты.

История

У разноязычных племён, населявших Армянское нагорье, согласно хеттским, митаннийским и ассирийским источникам, уже во 2-й половине 2-го тыс. до н. э. существовали многочисленные политические образования. Одно из них — «страна Урарту» (в ассирийских источниках; древне-еврейский — «страна Арарат») в 9 в. до н.э. возглавило процесс объединенияразрозненных племенных княжеств Армянского нагорья в единое государство; главным внешним стимулом его образования была необходимость противостоять нашествиям Ассирии. Достигнув территориального и политического единения, разноязычные, говорившие на урарто-хурритских, хетто-лувийских и протоармянских индоевропейских языках племена Армянского нагорья оказались связаны также экономической и культурной общностью.

Становление древне-армянской народности происходило в рамках государства Урарту в 9-6 вв. до н.э. В 6 в. до н.э. в древнеперсидских текстах упоминается «страна Армина» (древнегреческий — Армения), занимавшая Армянское нагорье; складывается древне-армянская народность. Само население называет свою страну Хайк (Айк) — по имени мифического предка, отсюда самоназвание. В условиях сложившихся в Армении рабовладельческих, а затем феодальных отношений и государства, при непрерывной борьбе армян с различными завоевателями (персы, римляне, парфяне, арабы, турки-сельджуки и др.) укреплялась и развивалась армянская народность.

В 301 приняли христианство. Армянский алфавит, созданный в 405-406 гг., употребляется почти без изменений до сих пор. Создание алфавита сыграло большую роль в развитии армянской культуры, сохранении и упрочении этническое самосознания и в поддержании тесных связей между разбросанными по всему миру группами армян.

В результате массовых переселений и выселений армян из Армении в связи с непрерывными войнами возникли многочисленные армянские колонии во многих странах мира. Первоначально они появились на Ближнем Востоке; после арабского завоевания (7 в.) и нашествий сельджуков (11 в.) эмиграция армян приняла массовый характер, распространившись на Европу, города Золотой Орды, Крым, Польшу, Украину. В 11-14 вв. увеличилось число армян в Византии, Египте, Сирии, Ливане, образовались большие колонии в Галиции, Молдавии, Венгрии и др., в начале 17 в. — в Иране. В начале 18 в. много армян переселилось из Ирана в Индию, Китай, Бирму, на Филиппины, Яву. В России армянские колонии существовали в Петербурге, Москве, Астрахани, а также на Северном Кавказе, в устье Дона. В колониях шла активная общественно-политическая жизнь, они сыграли значительную роль в развитии армянской культуры и национально-освободительного движения. Присоединение Восточной Армении к России в 1805-28 гг. способствовало развитию капиталистических отношений и консолидации армян в нацию (к концу 19 в.).

До 1-й мировой войны большая часть армян (около 4 млн. человек) жили компактно на территории исторической Армении: из них в Российской империи — около 1,5 млн. человек, остальные — в Турции. Вследствие геноцида, учинённого в 1915-16 гг. османскими властями, когда было уничтожено свыше 1,5 млн. человек и выселено (главным образом в бесплодные районы Месопотамии) свыше 600 тыс. человек, и вынужденной эмиграции вся Западная Армения почти лишилась коренного населения, и армяне расселились по многим странам мира. Свыше 300 тыс. человек нашли убежище в пределах России. После установления Советской власти в Армении и образования Армянской ССР (ноябрь 1920) в ходе социалистического строительства армяне консолидировались в нацию, на родину вернулись многие тысячи армян.

Традиции

Основная масса армян на исконной этнической территории в 19 — начале 20 вв. сохраняла традиционное земледельческо-скотоводческое хозяйство в условиях горно-долинного ландшафта. Пашенное земледелие (пшеница, полба, ячмень, просо, рожь, лён-кудряш, конопля, рис) сочеталось в долинах и предгорьях с виноградарством и плодовым садоводством (яблоки, груши, гранаты, сливы, абрикосы, персики, айва, инжир, тута, грецкий орех, миндаль и др.). В скотоводстве (крупный и мелкий рогатый скот, буйволы, свиньи, лошади, ослы и мулы) важное значение имело разведение тяглового скота. В зависимости от историко-экологических условий скотоводство принимало либо пастбищную, либо отгонную формы. Среди ремёсел развито ковроткачество, вышивка, плетение кружев, камнерезное и ювелирное (чеканка, филигрань, эмаль) искусство. В советское время ремесленники объединены в артели.

У населения каждого этнографического района Армении можно отметить как общеармянские черты, так и свои особенности материальной культуры.

Основной тип традиционного жилища — глхатун (тун) — наземное или полуподземное квадратное в плане сооружение, без окон, со стенами из дикого камня и пирамидально-венценосным перекрытием (деревянным с земляной засыпкой), часто опирающимся на внутренней столбовой каркас, с дымоходом в центре. В одних районах жилая и хозяйственные части помещались под одной кровлей, в других, более тёплых, — раздельно. Глхатун освещался через дымоход, имел вмазанные в пол глиняные печи (тониры) и стенные камины (бухари). Реже строились дома с глинобитными стенами и плоской кровлей. В поселениях дома располагались скученно, нередко в целях обороны соединялись тайными ходами, в горах крыша одного дома могла служить двориком другого. В районах отгонного скотоводства появлялись сезонные поселения. В последней трети 19 в. в деревню проникают городские виды построек — полутора или двухэтажные, с большими окнами, черепичной двух- или четырёхскатной крышей, с открытой верандой. В середине 20 в. в Армении преобладает двухэтажный, прямоугольный или квадратный в плане многокомнатный дом из хорошо отёсанных туфовых, реже бетонных блоков или дикого камня, с четырёхскатной шиферной или жестяной крышей, открытой или застеклённой верандой, с печным или водяным отоплением и другими современными удобствами. В процессе перестройки поселения приобретают уличную планировку, с приусадебными садами и огородами.

Основу мужской и женской традиционной одежды составляют рубашка с низким воротом и широкие шаровары, присборенные и закреплённые у щиколоток у женщин и оборачиваемые широкой обмоткой у мужчин. Поверх рубашки носили архалух (тип длинного сюртука) (в Западной Армении вместо архалуха мужчины носили более короткие и открытые жилеты и куртки). Поверх надевались различные виды верхней одежды типа чухи (черкески), подпоясывались либо поясом, либо (чаще у женщин) длинным шарфом. Женщины носили расшитый передник. Головными уборами у мужчин служили меховые шапки в Восточной, войлочные и тканые — в Западной Армении, у женщин — накидки, дополняемые ободком с различными украшениями, обувь — поршни из сыромятной кожи, туфли на невысоком каблуке с загнутым носком или сапожки из мягкой кожи. С конца 19 в. эти формы одежды постепенно вытеснялись одеждой европейского покроя.

Из всех компонентов традиционной культуры наиболее полно сохраняется пища. В основе традиционной пищи — зерновые продукты. Из пшеничной (в прошлом и ячменной) муки в тонирах выпекают тонкий хлеб — лаваш, делают сдобные печенья и другие мучные блюда, в том числе лапшу — аршта. Из круп варят каши, делают плов, заправляют ими супы. Распространены молочные продукты: сыры, масло, кислое молоко — мацун и пахта — тан, употребляющийся и как прохладительный напиток, и как основа для приготовления супов. Мясо малоимущие ели редко: в обрядовых блюдах использовалось варёное мясо, по праздникам — жареное. Многообразен набор смешанных овощных, крупяных и мясных блюд: ариса — каша с разваренным до волокон мясом, кюфта — мясо-крупяные тефтели в супе, толма — овощные голубцы с мясом и крупой и т. д. Очень широк набор консерватов, приготовляемых из винограда и фруктов. Характерно широкое использование пряных трав в свежем и сушеном виде.

Система родства английского типа. Традиционная семья большая, патриархальная, с чёткой половозрастной регламентацией прав и обязанностей её членов. Традиции родственной и соседской взаимопомощи в 19 в. стали разрушаться в результате развития капиталистических отношений, особенно в Восточной Армении, входившей в Российскую империю. Политическая разобщённость и разница в темпах социально-экономического развития обусловили нарастание различий в западных и восточных армянских этносоциальных комплексах, в частность в сложении двух вариантов новоармянского литературного языка. Установление Советской власти позволило армянам обрести государственность и стать на путь культурного возрождения. Армянский фольклор содержит разнообразные жанры: сказки, песни, эпос (цикл «Сасунские богатыри»). Из старинных песен выделяются трудовые и песни тоскующего по родной земле странника-пандухта. Эпос и песни исполняются народными певцами-гусанами.

Армяне заняты в высокоразвитом сельском хозяйстве и многоотраслевой промышленности. Социалистическое кооперирование и специализация позволили эффективно использовать специфику природных условий Армении, направив сельское хозяйство на путь преимещественного развития виноградарства, фруктового садоводства и альпийского животноводства. Бурное развитие промышленности, науки и техники в Армении сопровождалось стремительным ростом городов. Полностью изменился облик крупнейших из них – столицы Еревана, Ленинакана, Кировакана, а также многих небольших городов. Общие и своеобразные черты их облика связаны с использованием основного строительного материала — туфа разных оттенков (от розового до кирпично-красного и чёрного) и других традиционных элементов зодчества и резьбы по камню.

Литература

  • Карапетян Э.Т., Армянская семейная община, Ер., 1958;
  • Тер-Мкртичян Л.X., Армяне в странах Арабского Востока на современном этапе, М., 1965;
  • Мелик-Пашаян К.В., Основные направления этнографических исследований в Арм. ССР, «Советская этнография», 1971, № 3;
  • Тер-Саркисянц А.Е., Современная семья у армян, М., 1972;
  • Артюнов С.А., Мкртумян Ю. И., Армяне, в кн.: Расы и народы, в. 8, М.,1978;
  • Абдушелишвили М.Г., Об антропологическом составе современного населения Армении, в кн.: Антропологический сборник, М., 1963, в. 4(Тр. Ин-та этнографии АН СССР. Новая серия, т. 82);
  • Ганаланян А. Т., Армянские предания, Ер., 1979;
  • Культура жизнеобеспечения и этнос, Ер., 1983.
Традиционный женский костюм. Карин.
Традиционный женский костюм. Карин.
Традиционный женский костюм. Зангезур.
Традиционный женский костюм. Зангезур.
Традиционный мужской костюм. Васпуракан.
Традиционный мужской костюм. Васпуракан.
Жилой дом. Нач. 20 в.
Жилой дом. Нач. 20 в.
Фольклорный ансамбль.
Фольклорный ансамбль.
Национальный ансамбль танца «Акуик».
Национальный ансамбль танца «Акуик».
Ковёр. Баязет. 19 в.
Ковёр. Баязет. 19 в.
Расшитые женские кофты.
Расшитые женские кофты.
Расчесывание шерсти на гребне.
Расчесывание шерсти на гребне.
Праздник пастухов.
Праздник пастухов.
Жилой комплекс 1930-х гг. Хозяйственные помещения высечены в скале.
Жилой комплекс 1930-х гг. Хозяйственные
помещения высечены в скале.
Жилой дом нач. 20 в.
Жилой дом нач. 20 в.
Жилой дом 80-е гг. 20 в.
Жилой дом 80-е гг. 20 в.