Армяне, хай (самоназвание), народ в Закавказье, основное население Армении.
Численность и язык
Общая численность 10-12 млн. человек.
- Армения: 2 961 801 (перепись 2011 г.)
- Россия: 1 182 388 (перепись 2010), или до 2,5 млн. (оценка)
- Франция: 800 тыс. (оценка, происхождение)
- США: 483 366 (перепись 2010 г.) или 1 500 000 (оценка, происхождение)
- Турция: 60 тыс. (без хемшилов) от 450—490 тыс. (схемшилами)
- Грузия: 248 929 (перепись 2002 г. не включающая Абхазию и Южную Осетию)
- Сирия: 100 тыс. / 190 тыс. (оценка)
- Иран: 150 тыс. (оценка, 2000 г.) или ок. 102 тыс. (оценка, 2014 г.)
- Ливан: 140 тыс. (оценка)
- Нагорно-Карабахская Республика: 137 380 (перепись 2005 г.)
- Аргентина: 130 тыс. (оценка)
- Украина: 100 тыс. (перепись 2001)
- Польша: 1082 (перепись 2002 г.), 92 тыс. (оценка, происхождение)
Принадлежат к арменоидной (переднеазиатской) расе большой европеоидной расы. Говорят на армянском языке, образующем отдельную группу индоевропейской семьи. Делится на западные и восточные диалекты с поддиалектами и говорами. Письменность на основе армянского алфавита. Верующие армяне — главным образом христиане монофиситы, небольшая часть армян в зарубежных странах — армяно-католики, католики и протестанты.
История
У разноязычных племён, населявших Армянское нагорье, согласно хеттским, митаннийским и ассирийским источникам, уже во 2-й половине 2-го тыс. до н. э. существовали многочисленные политические образования. Одно из них — «страна Урарту» (в ассирийских источниках; древне-еврейский — «страна Арарат») в 9 в. до н.э. возглавило процесс объединенияразрозненных племенных княжеств Армянского нагорья в единое государство; главным внешним стимулом его образования была необходимость противостоять нашествиям Ассирии. Достигнув территориального и политического единения, разноязычные, говорившие на урарто-хурритских, хетто-лувийских и протоармянских индоевропейских языках племена Армянского нагорья оказались связаны также экономической и культурной общностью.
Становление древне-армянской народности происходило в рамках государства Урарту в 9-6 вв. до н.э. В 6 в. до н.э. в древнеперсидских текстах упоминается «страна Армина» (древнегреческий — Армения), занимавшая Армянское нагорье; складывается древне-армянская народность. Само население называет свою страну Хайк (Айк) — по имени мифического предка, отсюда самоназвание. В условиях сложившихся в Армении рабовладельческих, а затем феодальных отношений и государства, при непрерывной борьбе армян с различными завоевателями (персы, римляне, парфяне, арабы, турки-сельджуки и др.) укреплялась и развивалась армянская народность.
В 301 приняли христианство. Армянский алфавит, созданный в 405-406 гг., употребляется почти без изменений до сих пор. Создание алфавита сыграло большую роль в развитии армянской культуры, сохранении и упрочении этническое самосознания и в поддержании тесных связей между разбросанными по всему миру группами армян.
В результате массовых переселений и выселений армян из Армении в связи с непрерывными войнами возникли многочисленные армянские колонии во многих странах мира. Первоначально они появились на Ближнем Востоке; после арабского завоевания (7 в.) и нашествий сельджуков (11 в.) эмиграция армян приняла массовый характер, распространившись на Европу, города Золотой Орды, Крым, Польшу, Украину. В 11-14 вв. увеличилось число армян в Византии, Египте, Сирии, Ливане, образовались большие колонии в Галиции, Молдавии, Венгрии и др., в начале 17 в. — в Иране. В начале 18 в. много армян переселилось из Ирана в Индию, Китай, Бирму, на Филиппины, Яву. В России армянские колонии существовали в Петербурге, Москве, Астрахани, а также на Северном Кавказе, в устье Дона. В колониях шла активная общественно-политическая жизнь, они сыграли значительную роль в развитии армянской культуры и национально-освободительного движения. Присоединение Восточной Армении к России в 1805-28 гг. способствовало развитию капиталистических отношений и консолидации армян в нацию (к концу 19 в.).
До 1-й мировой войны большая часть армян (около 4 млн. человек) жили компактно на территории исторической Армении: из них в Российской империи — около 1,5 млн. человек, остальные — в Турции. Вследствие геноцида, учинённого в 1915-16 гг. османскими властями, когда было уничтожено свыше 1,5 млн. человек и выселено (главным образом в бесплодные районы Месопотамии) свыше 600 тыс. человек, и вынужденной эмиграции вся Западная Армения почти лишилась коренного населения, и армяне расселились по многим странам мира. Свыше 300 тыс. человек нашли убежище в пределах России. После установления Советской власти в Армении и образования Армянской ССР (ноябрь 1920) в ходе социалистического строительства армяне консолидировались в нацию, на родину вернулись многие тысячи армян.
Традиции
Основная масса армян на исконной этнической территории в 19 — начале 20 вв. сохраняла традиционное земледельческо-скотоводческое хозяйство в условиях горно-долинного ландшафта. Пашенное земледелие (пшеница, полба, ячмень, просо, рожь, лён-кудряш, конопля, рис) сочеталось в долинах и предгорьях с виноградарством и плодовым садоводством (яблоки, груши, гранаты, сливы, абрикосы, персики, айва, инжир, тута, грецкий орех, миндаль и др.). В скотоводстве (крупный и мелкий рогатый скот, буйволы, свиньи, лошади, ослы и мулы) важное значение имело разведение тяглового скота. В зависимости от историко-экологических условий скотоводство принимало либо пастбищную, либо отгонную формы. Среди ремёсел развито ковроткачество, вышивка, плетение кружев, камнерезное и ювелирное (чеканка, филигрань, эмаль) искусство. В советское время ремесленники объединены в артели.
У населения каждого этнографического района Армении можно отметить как общеармянские черты, так и свои особенности материальной культуры.
Основной тип традиционного жилища — глхатун (тун) — наземное или полуподземное квадратное в плане сооружение, без окон, со стенами из дикого камня и пирамидально-венценосным перекрытием (деревянным с земляной засыпкой), часто опирающимся на внутренней столбовой каркас, с дымоходом в центре. В одних районах жилая и хозяйственные части помещались под одной кровлей, в других, более тёплых, — раздельно. Глхатун освещался через дымоход, имел вмазанные в пол глиняные печи (тониры) и стенные камины (бухари). Реже строились дома с глинобитными стенами и плоской кровлей. В поселениях дома располагались скученно, нередко в целях обороны соединялись тайными ходами, в горах крыша одного дома могла служить двориком другого. В районах отгонного скотоводства появлялись сезонные поселения. В последней трети 19 в. в деревню проникают городские виды построек — полутора или двухэтажные, с большими окнами, черепичной двух- или четырёхскатной крышей, с открытой верандой. В середине 20 в. в Армении преобладает двухэтажный, прямоугольный или квадратный в плане многокомнатный дом из хорошо отёсанных туфовых, реже бетонных блоков или дикого камня, с четырёхскатной шиферной или жестяной крышей, открытой или застеклённой верандой, с печным или водяным отоплением и другими современными удобствами. В процессе перестройки поселения приобретают уличную планировку, с приусадебными садами и огородами.
Основу мужской и женской традиционной одежды составляют рубашка с низким воротом и широкие шаровары, присборенные и закреплённые у щиколоток у женщин и оборачиваемые широкой обмоткой у мужчин. Поверх рубашки носили архалух (тип длинного сюртука) (в Западной Армении вместо архалуха мужчины носили более короткие и открытые жилеты и куртки). Поверх надевались различные виды верхней одежды типа чухи (черкески), подпоясывались либо поясом, либо (чаще у женщин) длинным шарфом. Женщины носили расшитый передник. Головными уборами у мужчин служили меховые шапки в Восточной, войлочные и тканые — в Западной Армении, у женщин — накидки, дополняемые ободком с различными украшениями, обувь — поршни из сыромятной кожи, туфли на невысоком каблуке с загнутым носком или сапожки из мягкой кожи. С конца 19 в. эти формы одежды постепенно вытеснялись одеждой европейского покроя.
Из всех компонентов традиционной культуры наиболее полно сохраняется пища. В основе традиционной пищи — зерновые продукты. Из пшеничной (в прошлом и ячменной) муки в тонирах выпекают тонкий хлеб — лаваш, делают сдобные печенья и другие мучные блюда, в том числе лапшу — аршта. Из круп варят каши, делают плов, заправляют ими супы. Распространены молочные продукты: сыры, масло, кислое молоко — мацун и пахта — тан, употребляющийся и как прохладительный напиток, и как основа для приготовления супов. Мясо малоимущие ели редко: в обрядовых блюдах использовалось варёное мясо, по праздникам — жареное. Многообразен набор смешанных овощных, крупяных и мясных блюд: ариса — каша с разваренным до волокон мясом, кюфта — мясо-крупяные тефтели в супе, толма — овощные голубцы с мясом и крупой и т. д. Очень широк набор консерватов, приготовляемых из винограда и фруктов. Характерно широкое использование пряных трав в свежем и сушеном виде.
Система родства английского типа. Традиционная семья большая, патриархальная, с чёткой половозрастной регламентацией прав и обязанностей её членов. Традиции родственной и соседской взаимопомощи в 19 в. стали разрушаться в результате развития капиталистических отношений, особенно в Восточной Армении, входившей в Российскую империю. Политическая разобщённость и разница в темпах социально-экономического развития обусловили нарастание различий в западных и восточных армянских этносоциальных комплексах, в частность в сложении двух вариантов новоармянского литературного языка. Установление Советской власти позволило армянам обрести государственность и стать на путь культурного возрождения. Армянский фольклор содержит разнообразные жанры: сказки, песни, эпос (цикл «Сасунские богатыри»). Из старинных песен выделяются трудовые и песни тоскующего по родной земле странника-пандухта. Эпос и песни исполняются народными певцами-гусанами.
Армяне заняты в высокоразвитом сельском хозяйстве и многоотраслевой промышленности. Социалистическое кооперирование и специализация позволили эффективно использовать специфику природных условий Армении, направив сельское хозяйство на путь преимещественного развития виноградарства, фруктового садоводства и альпийского животноводства. Бурное развитие промышленности, науки и техники в Армении сопровождалось стремительным ростом городов. Полностью изменился облик крупнейших из них – столицы Еревана, Ленинакана, Кировакана, а также многих небольших городов. Общие и своеобразные черты их облика связаны с использованием основного строительного материала — туфа разных оттенков (от розового до кирпично-красного и чёрного) и других традиционных элементов зодчества и резьбы по камню.
Литература
- Карапетян Э.Т., Армянская семейная община, Ер., 1958;
- Тер-Мкртичян Л.X., Армяне в странах Арабского Востока на современном этапе, М., 1965;
- Мелик-Пашаян К.В., Основные направления этнографических исследований в Арм. ССР, «Советская этнография», 1971, № 3;
- Тер-Саркисянц А.Е., Современная семья у армян, М., 1972;
- Артюнов С.А., Мкртумян Ю. И., Армяне, в кн.: Расы и народы, в. 8, М.,1978;
- Абдушелишвили М.Г., Об антропологическом составе современного населения Армении, в кн.: Антропологический сборник, М., 1963, в. 4(Тр. Ин-та этнографии АН СССР. Новая серия, т. 82);
- Ганаланян А. Т., Армянские предания, Ер., 1979;
- Культура жизнеобеспечения и этнос, Ер., 1983.