Аймара, индейский народ в пограничных районах Боливии, Перу и Чили. Живут в районе оз. Титикака, на Боливийском плато, южный департамент Пуно (Перу), департамент Ла-Пас и Оруро (западная Боливия); разрозненно — на восточных склонах Анд.
Численность и язык
По данным переписи 2006 г. ок. 2,25 млн чел. — 25 % населения Боливии. На юге Перу (регион Пуно, Мокегуа, Такна и Арекипа — 1,46 млн чел. — 5,4 % населения Перу. На севере Чили (по данным переписи 2008 г. 52,2 тыс. чел.) и Аргентины — (по данным переписи 2008 г. 40 529 чел.)
Относятся к американской расе большой монголоидной расы. Язык аймара, или оруро, группы кечумара андо-экваториальной семьи.
Диалекты:
- кольяуайа,
- хакару-чауки,
- лупака (лежит в основе лит. языка),
- убина.
Распространены также испанский и кечуа языки. Письменность на основе латинского алфавита. Верующие — католики.
История
В древности ареал аймара охватывал значительную часть Андской области. Расцвет культуры аймара — 11 — начале 15 вв.: предгосударственные объединения, крупнейшие — Колья, Лугана. Во 2-й половине 15 в. аймара были подчинены инкам. Часть племён (особенно к северо-западу от озера Титикака) испытала сильное влияние кечуа и была ассимилирована ими. Завоёваны испанцами в 1542.
Традиции
Основное занятия — орошаемое пашенное земледелие. Основная культура — картофель, другие клубнеплоды (ока, ульюко), зерновые — киноа, каньиуа, кукуруза и ячмень, овощи — лук, бобовые, тыква. Скотоводство (альпаки, ламы), подсобное значение имеет рыболовство.
Часть аймара живёт в городах, занята в промышленности (преимущественно горнорудной), но продолжает заниматься сельским хозяйством на полях, окружающих город. Традиционные ремёсла — изготовление лодок-плотов (уампу) из тростника, лепной полихромной керамики, прядение, ткачество (среди мужчин), кузнечное дело, плетение, обработка золота, серебра и меди.
Для поселений аймара характерны рыночная площадь в центре и узкие улицы, на которые выходят глухие стены домов. Типы жилищ варьируют в зависимости от местных строительных материалов:
- прибрежные (иногда на искусственных осторовах) — из дерновых блоков или тростника,
- в горах — из камней, скреплённых глиной, или сырцового кирпича.
Дома прямоугольной формы, с двускатной крышей, не имеют окон и дымохода, дверь обращена на восток, завешивается шкурой, тканью или циновкой. Пол земляной, очаг из глины. Вдоль стен — каменные лежанки, покрытые шкурами ламы или циновками, в одной из стен — ниши для хранения одежды.
Традиционный мужской костюм — штаны до колен, короткая туника без рукавов, пончо; женский — туника, подпоясанная широким поясом, шаль, один конец которой укреплялся на голове в виде банта. Распространена шляпа-котелок. Носят в основном фабричную одежду; из традиционных деталей сохраняются пончо и мужская шляпа с наушниками. Распространены летом соломенные, зимой фетровые шляпы, мужчины носят кожаные сандалии, женщины ходят босые, даже в морозы. По праздникам женщины надевают по несколько широких сборчатых юбок. Традиционная система родства гавайского типа.
Сохраняют традиционные обычаи — ряжение на праздниках в головные уборы из перьев, маски, шкуры, танцы (некоторые — тотемического происхождения, например танец кондора, пумы и т. п.), пережитки культа Матери-земли.
Литература
- La Barre W., The Aymara Indians of the Lake Titicaca plateau, Bolivia, Menasha, 1948;
- Buechler H.C., Buechler J.M., The Bolivian Aymara, N.Y., 1971.