Аймара

Аймара, индейский народ в пограничных районах Боливии, Перу и Чили. Живут в районе оз. Титикака, на Боливийском плато, южный департамент Пуно (Перу), департамент Ла-Пас и Оруро (западная Боливия); разрозненно — на восточных склонах Анд.

Численность и язык

По данным переписи 2006 г. ок. 2,25 млн чел. — 25 % населения Боливии. На юге Перу (регион Пуно, Мокегуа, Такна и Арекипа — 1,46 млн чел. — 5,4 % населения Перу. На севере Чили (по данным переписи 2008 г. 52,2 тыс. чел.) и Аргентины — (по данным переписи 2008 г. 40 529 чел.)

Относятся к американской расе большой монголоидной расы. Язык аймара, или оруро, группы кечумара андо-экваториальной семьи.

Диалекты:

  • кольяуайа,
  • хакару-чауки,
  • лупака (лежит в основе лит. языка),
  • убина.

Распространены также испанский и кечуа языки. Письменность на основе латинского алфавита. Верующие — католики.

История

В древности ареал аймара охватывал значительную часть Андской области. Расцвет культуры аймара — 11 —  начале 15 вв.: предгосударственные объединения, крупнейшие — Колья, Лугана. Во 2-й половине 15 в. аймара были подчинены инкам. Часть племён (особенно к северо-западу от озера Титикака) испытала сильное влияние кечуа и была ассимилирована ими. Завоёваны испанцами в 1542.

Традиции

Основное занятия — орошаемое пашенное земледелие. Основная культура — картофель, другие клубнеплоды (ока, ульюко), зерновые — киноа, каньиуа, кукуруза и ячмень, овощи — лук, бобовые, тыква. Скотоводство (альпаки, ламы), подсобное значение имеет рыболовство.

Часть аймара живёт в городах, занята в промышленности (преимущественно горнорудной), но продолжает заниматься сельским хозяйством на полях, окружающих город. Традиционные ремёсла — изготовление лодок-плотов (уампу) из тростника, лепной полихромной керамики, прядение, ткачество (среди мужчин), кузнечное дело, плетение, обработка золота, серебра и меди.

Для поселений аймара характерны рыночная площадь в центре и узкие улицы, на которые выходят глухие стены домов. Типы жилищ варьируют в зависимости от местных строительных материалов:

  • прибрежные (иногда на искусственных осторовах) — из дерновых блоков или тростника,
  • в горах — из камней, скреплённых глиной, или сырцового кирпича.

Дома прямоугольной формы, с двускатной крышей, не имеют окон и дымохода, дверь обращена на восток, завешивается шкурой, тканью или циновкой. Пол земляной, очаг из глины. Вдоль стен — каменные лежанки, покрытые шкурами ламы или циновками, в одной из стен — ниши для хранения одежды.

Традиционный мужской костюм — штаны до колен, короткая туника без рукавов, пончо; женский — туника, подпоясанная широким поясом, шаль, один конец которой укреплялся на голове в виде банта. Распространена шляпа-котелок. Носят в основном фабричную одежду; из традиционных деталей сохраняются пончо и мужская шляпа с наушниками. Распространены летом соломенные, зимой фетровые шляпы, мужчины носят кожаные сандалии, женщины ходят босые, даже в морозы. По праздникам женщины надевают по несколько широких сборчатых юбок. Традиционная система родства гавайского типа.

Сохраняют традиционные обычаи — ряжение на праздниках в головные уборы из перьев, маски, шкуры, танцы (некоторые — тотемического происхождения, например танец кондора, пумы и т. п.), пережитки культа Матери-земли.

Литература

  • La Barre W., The Aymara Indians of the Lake Titicaca plateau, Bolivia, Menasha, 1948;
  • Buechler H.C., Buechler J.M., The Bolivian Aymara, N.Y., 1971.
Поселение на искусственном острове на озере Титикака.
Поселение на искусственном острове на
озере Титикака.
Вязаная маска. МАЭ.
Вязаная маска. МАЭ.
Женщина на лодках-плотах.
Женщина на лодках-плотах.