Амхара, амхарцы, амара (самоназвание), народ в Эфиопии. Населяют в основном центральные, северные и восточные части Эфиопского нагорья.
Численность и язык
Численность 20 млн. человек (2007). Относятся к эфиопской переходной расе. Амхарский язык (амаринья) южной подгруппы эфиосемитской подгруппы семитской группы афразийской семьи. Письменность на собствственной графической основе. По религии -христиане-монофиситы, есть католики, протестанты, мусульмане-сунниты.
История
Формирование этнической общностиахмара началось в 13 — начале 14 вв. в областях Амхара-Сайнт и Шоа. Амхарский язык развивался из диалекта, родственного языку гёэз (до 17 в.- литературный язык ахмара).
С 14 в. ахмара — господствующий этнос эфиопского государства, амхарский язык — язык двора и знати. С конца 19 в. ареал ахмара расширяется, сглаживаются различия между локальными группами: шоанцами, годжамцами, бегэмдырцами, ластенцами и др., складывается современный литературный амхарский язык.
До национально-демократической революции 1974 ахмара оставались привилегированным этносом, составляли большую часть городского населения Эфиопии. Ахмара — основа складывающейся эфиопской нации (наряду с тигре, тиграи и др.). Язык ахмара служит для межэтнического общения в Эфиопии.
Традиции
Основное традиционное занятие ахмара — пашенное орошаемое земледелие (зерновые); традиционное сельскохозяйственное орудие — соха. Развиты животноводство (крупный и мелкий рогатый скот, ослы, мулы), птицеводство (куры), пчеловодство, ремёсла (кузнечное, ювелирное, гончарное, кожевенное, ткацкое).
Поселения разбросанные. Организационный центр — церковь с кладбищем — священной рощей, новые центроорганизующие элементы деревень — административные здания, шоссейные дороги и т. д. Преобладающий тип сельского жилища — круглая хижина из веток и травы.
Мужская и женская традиционная одежда — штаны, туникообразная рубаха с поясом и плащ-шамма, украшенные вышивкой.
Основная традиционная пища — пресный хлеб (ынжера) из теффа, пшеницы и пр. Употребляются острые мясные соусы (вот), пряности, лёгкий алкогольный напиток из меда (тэдж), кофе. Мужчины-воины ели сырое парное мясо.
Основа социальной структуры — сельская община; имелись профессиональные корпорации кастового типа — ремесленников, певцов-сказителей и др. Система родства английского типа. У современных ахмара развивается сельская производственная кооперация, в городах – промышленность, растут пролетариат, интеллигенция.
Литература
- Райт В.М., Народы Эфиопии, М., 1965;
- Levine D. N., The Greater Ethiopia,Chi., 1974.




