Амбонцы, амбоинцы, оранг-амбон (самоназвание), один из амбоно-тиморских народов в Восточной Индонезии на центральных Молукках (Амбонские острова и юго-западном побережье острова Серам). Живут также на острове Ява, в провинции Ириан-Джая на острове Новая Гвинея и в других районах Индонезии.
Численность и язык
Около 50 тыс. человек живут в Нидерландах (2002). Общая численность 600 тыс. человек, из них 350 тыс. человек на Молукках (конец 20 в.). Значительно городское население.
Говорят на диалекте мелаю-амбон малайского языка, мусульмане — также на диалектах амбонского языка южно-молуккской подгруппы центрально-австронезийской группы австронезийской семьи.
По религии половина амбонцев — христиане-реформаты, половина — мусульмане-сунниты.
История
Принадлежат к так называемым колониальным этносам. Амбонцы сложились в 16-19 вв. в результате консолидации автохтонного населения, так называемого торгового этноса хитуанцев, живших на Амбоне и Западном Сераме, иммигрантов индонезийцев, европейцев и смешанного происхождения.
В 15-16 вв. здесь сложился один из крупнейших в мире центров торговли пряностями, контролировавшийся султанатом тернатцев, овладение которым стало одной из целей колониальных захватов: в начале 16 в. — со стороны португальцев, в начале 17 в. — голландцев. Сопротивление амбонцев голландским колонизаторам продолжалось до начала 19 в. Вместе с тем амбонцы участвовали в голландском завоевании Малайского архипелага, что обеспечило им с середины 19 в. привилегированное положение в Индонезии.
Значительная часть амбонцев восприняла европейскую культуру, часть, так называемые бюргеры, были юридически приравнены к европейцам. Во время войны Индонезии за независимость 1945-49 многие амбонцы, в том числе военнослужащие колониальной армии, эмигрировали в Нидерланды и на запад Новой Гвинеи. Современные амбонцы — один из наиболее развитых индонезийских народов.
В 1998 произошел межрелигиозный конфликт, между мусульманами и христианами. Жертвами стали несколько тысяч человек. До сих пор полностью не урегулирован.
Традиции
Основные занятия — товарное производство пряностей (гвоздика, мускатный орех), добыча саго, рыболовство, огородничество, многие служат в армии, управленческом аппарате.
Традиционные ремёсла — гончарное, кузнечное, производство оружия (ножи-паранги и щиты-салаваку), строительство парусных судов (арумбай), резьба по перламутру и черепаховому панцирю, плетение из волокон пандануса, изготовление поделок и моделей кораблей из бутонов гвоздики.
Сохраняется традиционная сельская община (негри) во главе со старостой (раджа), которая разделяется на территериально-родственные группы (соа), объединяющие патрилинейные роды (мата рума). Система родства английского типа. Конфессиональные группы амбонцев эндогамны.
Традиционные сельские поселения имеют линейную планировку, расположены в основном на берегу. Традиционное жилище наземное (в прошлом свайное), каркасно-столбовое, стены плетённые из черенков листьев саговой пальмы, крыши из листьев саговой пальмы.
Современная мужская одежда европейского типа, по праздникам носят короткие кофты-баджу. Женщины носят розовые и голубые саронги и белые баджу длиной до колен, пожилые женщины — чёрные муаровые длинные платья, туфли с загнутыми носками. Основная пища — каша из сагового крахмала, рыба, овощи, на острове Амбон — привозной рис.
Развит музыкальный фольклор: танцы амбонская кадриль, песни лагуамбон, исполняемые под аккомпанемент скрипки и гавайской гитары, распространённые по всей Индонезии.
Литература
- Членов М.А., Население Молуккских островов, М., 1976;
- Cooley F.L., Ambonese adat: A general description, New Haven — Detroit, 1962.