Апайо

Апайо, апайдо, апайяо, иснег (самоназвание), народ на Филиппинах в районе Апайо на северо-западе острова Лусон. Входят в собирательный термин игорот — все высокогорные племена горной системы Лузон.

Численность и языки

Численность 55 тыс. человек в провинции Апайо. Всего же говорящих на инсенге около 300 тыс. человек (2008). Выделяются субэтнические группы —

  • мандайя (северо-западные апайо),
  • талифугу-рифанг (юго-восточные апайо).

Относятся к южно-азиатской расе. Говорят на языке апайо (по другим классификациям, группе языков) филиппинской группировки западной ветви австронезийской семьи. Имеются диалекты. Распространены также илокано, тагальский языки.

В основном апайо придерживаются традиционных верований, некоторые — христиане (9% на 2006).

История

Апайо пришли на Филиппины несколько тысяч лет назад, скорее всего, с севере и затем продвинулись вглубь острова. Первыми с кем они вступили в контакт были китайские торговцы, которые обменивали местные товары на фарфоровые бусы. Апайо были известны как охотники за головами.

С 1610 на остров начинаю проникать испанцы, устанавливая христианские миссии. В последующем, испанцы пытаются христианизировать апайо, но им это удается с трудом, к тому же они терпят поражения в борьбе с местными племенами. Во время восстания 1660-1661 гг. были уничтожены христианские миссии. Позднее мир восстановлен, который постоянно перемежался стычками горных племен с властями.

Во времена американской оккупации в 1913 прекращена практика охоты за головами. Но достаточно сильная изоляция горных племен остается и по нынешний день.

Традиции

Занимаются ручным подсечно-огневым земледелием (маис, суходольный рис, табак, таро). Из домашних животных известны собаки. Развито речное рыболовство (судоходство на плоскодонных деревянных лодках, вероятно испанского происхождения, и плотах).

Ремёсла — кузнечное, плетение. Одежда и посуда выменивались у соседних народов на мёд, воск, корзины, циновки. Существует сословное деление на

  • богатых (ба-нанг),
  • «средних» (сибуд) и
  • бедных (накимрут).

Поселения (барангай, бабалай) насчитывают от 3-8 до 30 домов, управляемых вождём майнгелем и советниками пангмаруан; существовал обычай взаимопомощи — пинта.

Брак билокален или неолокален. За невесту выплачивается выкуп. Полигиния ограниченная. Возможен развод.

Жилище апайо свайное, однокамерное, прямоугольное, из бамбука или ротанга; килевидная двускатная соломенная крыша образует с торцов навесы. Женщины носят запашные юбки, тёмные облегающие блузы, широкие пояса, головные уборы с блёстками и подвесками, много украшений, мужчины — короткие жакеты, штаны до колен, тюрбаны, ожерелья, маленькие сумочки — бульса. Распространена красная вышивка.

Известны татуировка, жевание бетеля. Основная пища — растительная; распространены рыбные блюда.

Характерны аграрные культы, культы духов анито, верховного бога Хатана, предков, шаманизм. Сохраняются фольклор и мифология.

Литература

  • Wilson L.L., Apayao life and legends, Baguio, 1947;
  • Keesing F.М., The ethnohistory of Northern Luzon, Stanford, 1962;
  • Keesing F.М., The Isneg, «Southwestern Jornal of Anthroopology», 1962, v.18.
Женщина народа апайо. Начало 20 в.
Женщина народа апайо. Начало 20 в.
Воин горных племен "игорот". Начало 20 в.
Воин горных племен «игорот». Начало 20 в.
Традиционный костюм.
Традиционный костюм.