Амусго

Амусго, мусго, амучко (самоназвание), индейский народ в Мексике. Живут на юге Сьерры-Мадре-де-Чьяпас (юго-восток штата Герреро, два поселения на западе штата Оахака).

Численность и язык

Численность 51 тыс. человек (2010). Относятся к американской расе большой монголоидной расы. Язык амусго семьи макро-ото-манге. Около половины амусго (в основном мужчины) владеют также испанским. Амусго — католики.

История

Откуда произошли амусго доподлинно неизвестно. Скорее всего они жили по реке Пануко в Мексике (Мексиканское нагорье и Пуэбла). Затем они мигрировали на территорию современных штатов Оахако и Герреро. По преданиям самих амусго, они жили на островах Тихого океана.

Около 1100 амусго были захвачены миштеками и работали на них в последующие 300 лет. В 1457 область амусго захватили ацтеки, за последующие пятьдесят лет амусго восставали два раза.

Область их проживания была покорена испанцами в 1522, и уже в 1582 в данном регионе из 20 тыс. человек осталось только 200. Все они двинулись в глубь континента, подальше от побережья.

Позже началась активная христианизация населения, регион также наводнили беглые рабы из Африки. В 18-19 вв. земли амусго начали захватывать богатые землевладельцы, что привело к сопротивлению в среде амусго. В 1934 они добились возвращения своих земель и установления крестьянской общины.

Традиции

Основное традиционное занятие — ручное подсечно-огневое земледелие (кукуруза, фасоль, тыква, перец-чиле, томаты, рис; товарные культуры — сахарный тростник и кофе). Распространяется пашенное земледелие. Занимаются также скотоводством (козы, овцы, свиньи, мулы, коровы, птица), охотой (олени, кролики, игуаны, птицы), рыболовством, добычей креветок (на продажу). Многие заняты работой по найму. Развито узорное ткачество на вертикальных ручных станках, плетение циновок и сумок из покупного волокна агавы, изготовление лепной керамики. Одно из селений специализируется на плетении гамаков.

Поселения нерегулярной планировки. Традиционное жилище круглое, из жердей и глины, с конической крышей из пучков травы или листьев пальмы, земляным полом, покрытым циновками, очагом из трёх камней. Распространяется прямоугольное жилище, заимствованное у миштеков и метисов, круглый план сохраняют хозяйственные постройки.

Женщины носят белый уипиль с красной вышивкой, синюю или тёмно-красную запашную юбку, ходят босиком, волосы заплетают в косы и укладывают вокруг головы. Мужчины носят штаны до колен, хлопчатобумажную рубаху (по праздникам с вышивкой), плетёную шляпу с высокой тульей, сандалии. Основная пища — тортильи, бобы, мясо едят только по праздникам.

Сельская община управляется советом старейшин под контролем муниципальных властей. Преимущественно эндогамна. Билатеральная расширенная (6-12 чел.) семья занимает несколько хижин. Наследование патрилинейное, брак патрилокальный с предшествующей отработкой за невесту и временной матрилокальностью.

Сохраняются дохристианские верования, мифология, фольклор: вера в зооморфного двойника человека-тона, прорицания, магия, аграрные, погребальные обряды. Развит культ святых патронов, система кофрадий, проводятся костюмированные представления с танцами.

Литература

  • Gonzalo J. Alarcón Vital. «Rescate de una tradición: estudio del lenguaje gráfico en la trama textil Amuzga» [The rescue of a tradition: Study of the graphic language of Amuzgo textiles] (in Spanish). Argentina: Universidad de Palermo. Retrieved April 24, 2012.
  • «Amuzgos guerrero y oaxaca» (in Spanish). Mexico: Universidad Veracruzana. Retrieved April 24, 2012.
  • John P. Schmal. «Оaxaca: a land of diversity, 2». Houston, TX: Houston Institute for Culture. Retrieved April 24, 2012.
Вещи амусго в Общественном музее Хочистлахуака (штат Герреро).
Вещи амусго в Общественном музее Хочистлахуака (штат Герреро).
Женщина-амусго за ткацким станком. Основной вид деятельности.
Женщина-амусго за ткацким станком. Основной вид деятельности.
Страстная пятница в Хочистлахуаке. Люди в традиционной одежде.
Страстная пятница в Хочистлахуаке. Люди в традиционной одежде.