Апачи (на языке зуньи — «враги»), ндее, дине (самоназвание — «люди»), группа атапаскских (см. Атапаски) индейских народов на юго-западе США.
Численность и язык
Общая численность свыше 20 тыс. человек. Относятся к американской расе большой монголоидной расы.
К апачским языкам относятся:
- западные: навахо, западно-апачский, мескалеро-чирикауа апачи
- восточные: хикарийя апачи, липан-апачи
- равнинный кайова-апачи
Языки относятся к атабаскской (атапаскской) ветви семьи на-дене. Распространён также английский язык. Апачи — христиане (реформаты, баптисты, католики), часть сохраняет традиционные верования.
Язык навахо — самый распространённый из индейских языков США (178 000 носителей на 2000 г.), западно-апачский язык значительно отстаёт от него по числу носителей (около 12 000).
Делятся на семь групп:
- навахо,
- западные апачи (резервация Сан-Карлос, Форт-Апаче, штат Аризона),
- кайова-апачи,
- мескалеро (резервация на юго-востоке штата Нью-Мексико),
- липан (живут вместе с мескалеро),
- чирикахуа (штат Нью-Мексико и Оклахома),
- хикарилья (резервация на северо-западе штате Нью-Мексико).
История
Апачи мигрировали в промежутке 1200-1500 гг. из бассейна реки Макензи на юг и к 15 в. достигли районов современного юго-запада США и севера Мексики, где к началу 18 в. произошла их этническая дифференциация.
Колонизация испанцами (с 1540) и американцами (с 1840-х гг.) вызвала упорное сопротивление апачей. К 1875 они были поселены в резервации, чирикахуа под руководством Джеронимо оказывали вооружённое сопротивление вплоть до 1886.
Традиции
Традиционная культура характерна для индейцев юго-запада США с элементами культуры индейцев Великих равнин (см. в статье Индейцы). Занимались охотой (с луком на бизонов, оленей, кроликов и др.) и собирательством (семена кактуса и др.).
Навахо, западные апачи, хикарилла и липан заимствовали у пуэбло оросительное земледелие (кукуруза, фасоль, тыква). Вели кочевой и полукочевой образ жизни, совершали набеги на соседние племена. В результате контактов с европейцами распространилась конная охота.
Традиционное жилище — хижины из кустарника (викупы), у хикарилла и кайова-апачей — типи. Племенная организация была слабой. Локальные матрилинейные группы составляли временные поселения, возглавлялись старейшинами. Система родства ирокезского типа. Были распространены полигиния (кроме липан), сорорат, левират, обычаи избегания (у западных апачей). Традиционные культы включали шаманизм, в том числе женский (у чирикахуа и меска-леро), инициации, охотничьи ритуалы, танцы в масках и т.п.
Основные занятия современных апачей — фермерство, мясное скотоводство, работают в лесопильной промышленности, хикарилья имеют предприятия электронной промышленности, мескалеро владеют курортом и спортивными базами. Многие апачи уезжают на заработки в города. Возрождаются кустарные ремёсла, традиционная обрядность.
Литература
- Goodwin G., The social organization ofwestern Apache, Tucson, 1969;
- Apachean culture,history and ethnology, ed. by К. H. Basso, M. Opler,Tucson, 1971;
- Dobyns H.F., The Apache people.Phoenix, 1971;
- Dobyns H.F., The Mescalero Apachepeople, Phoenix, 1973;
- Tiller V.E.V., TheJicarilla Apache Tribe. A history, 1846-1970, Lincoln,1983.