Аруаки

Аруаки, родственные индейские народы группы чибча на северо-востоке Колумбии, в горах Сьерра-Невада-де-Санта-Марта: коги (самоназвание), или кагаба («люди»), — на северных склонах, ихка («люди»), или бинтукуа (самоназвание), — на южных, санха — на восточных.

Численность и языки

Численность 32 тыс. человек (перепись 2005). Относятся к американской расе большой монголоидной расы. Говорят на языке аруако семьи макро-чибча, имеющем диалекты (иногда рассматриваются как отдельные языки):

  • бинтукуа,
  • кагаба,
  • ихка,
  • санха.

Распространён также испанский язык (особенно среди мужчин). Придерживаются традиционных верований, часть ихка — католики.

История

До испанского завоевания 16 в. аруаки находились под влиянием и, вероятно, в политической зависимости от индейцев тайрона, создавших одну из высокоразвитых культур Колумбии. Жили на нижних склонах гор, некоторые группы — на побережье Карибского моря. После истребления тайрона в ходе испанского завоевания аруаки отступили выше в горы.

В 1916 аруаки попросили правительство Колумбии предоставить им учителей и построить школу. Вместо этого им прислали священников, которые начали искоренять культуру народа и использовать принудительный труд детей в интернате.

В 1944 у аруаков была отобрана часть земли, и индейцы организовали свою Лигу для защиты от произвола властей. Вскоре Лига была запрещена.

В 1962 была построена дорога через земли индейцев и установлены телевизионные антенны на священных горах аруаков. Начался новый этап борьбы, приведшей к отъезду миссионеров в 1982.

Но с началом 80-х 20 в. начались другие проблемы аруаков — незаконные посевы марихуаны. Это привело к большому притоку новых поселенцев и втягиванию индейцев в наркобизнес. Участились угрозы со стороны картелей, что привело к оттоку местного населения.

В 2010 правительство Колумбии решило построить гидроэлектростанцию в долине Сезара, и также проложить туристические маршруты по землям аруаков. Все это вызывает недовольство местных жителей, которые создали Конфедерацию коренных жителей Тайрона, чтобы защитить свои права.

При этом аруаки более других народов Анд сохранили традиционную культуру (особенно коги).

Традиции

Основа хозяйства аруаков — ручное земледелие (кукуруза, бананы, картофель, фасоль, маланга, ямс, кока, фрукты, сладкий маниок, на продажу — кофе и сахарный тростник). Каждая семья имеет участки в разных высотных поясах. Разводят свиней, птицу, реже крупный рогатый скот в небольшом количестве, в основном на продажу.

Селения состоят из нескольких десятков круглых (у коги — диаметром 3-4 метра) или прямоугольных (у ихка, под влиянием колумбийцев) домов. Большую часть года живут во временных жилищах на полях. Коги носят домотканую одежду, ихка и санха — из покупной материи. И мужчины и женщины одеваются в длинные платья-рубашки, носят длинные волосы. У коги мужчины носят шапочки, у ихка — шляпы с небольшими полями. Ткачеством (единственный развитый вид ремесла) занимаются только мужчины.

Соседская община состоит из малых или расширенных (2 поколения взрослых) билатеральных семей, жизнью общины руководит жрец (мама). Брак матрилокальный (до рождения первого ребёнка), затем — неолокальный.

Традиционная обрядность и мифология сохраняются у коги и в значительной степени у ихка. В пантеоне центральное место занимает верховное женское (у коги) или мужское (у ихка) божество и 4 легендарных основателя жреческих династий. С мифологическими персонажами отождествляются горные озёра и вершины. Церемонии происходят в храме, доступ в который разрешён только мужчинам (круглое здание с двумя входами; отверстие в конической крыше обрамляет розетка из жёрдочек, символизирующая солнце; части храма отождествляются с частями Вселенной). В ритуалах используется кока, плантации которой считаются самым ценным достоянием. Существовали человеческие жертвоприношения Солнцу.

На традиционную культуру аруаков усиливается влияние белых колонистов, миссионеров и др. Группы аруаков, пытающиеся сохранить традиционный образ жизни, враждебно встречают попытки неиндейцев вмешаться в их дела, особенно в религиозную сферу.

Литература

  • Reichel-Dolmatoff G., Los Kogi, Bogota, 1950-51, v. 1-2;
  • Reichel-Dolmatoff G., The loom of life: a Kogi principle of integration, «Journal of Latin American Lore», 1978, v.4. №1;
  • Lucena Salmoral М., Informes preliminares sobre la religion de los Ijca, «Revista Colombiana de Antmropologia», 1966-69, v.14
Селение ихка.
Селение ихка.
Плетеные мешочки - популярны в Колумбии.
Плетеные мешочки — популярны в Колумбии.
Аруаки
Аруаки
Индеец ихка.
Индеец ихка.