Абелам, папуасский народ на северо-востоке Папуа—Новой Гвинеи, к северу от среднего течения р. Сепик.
Численность и язык
Численность 60 тыс. человек. Выделяются субэтнические группы: северная (маприк) и южная (возера). Говорят на языке абелам среднесепикской группы семьи сепик-раму. Диалекты:
- маприк,
- собств. абелам,
- и возера.
Распространены также токписин, английский языки. Абелам — христиане (католики и протестанты), сохраняются традиционные верования.
Традиции
Основа хозяйства — ручное подсечно-огневое земледелие (ямс, таро, бананы, кокосовая и арековая пальмы, сах. тростник), разведение свиней, кур, добывание саго. Занимаются также охотой на диких свиней, древесного кенгуру, казуара, летучих собак и птиц, собирательством. Основное оружие — копьё, лук. Из ремёсел развиты плетение, изготовление тапы, лепной керамики, резьба по дереву и кости.
Поселения северных абелам располагаются на вершинах холмов, вытянуты вдоль главной улицы. Дома наземные, каркасно-столбовой конструкции, с крышами до земли из листьев саговой пальмы. Южные абелам живут на равнинах в свайных домах. Общественный и культовый центр поселения — мужской дом (тамбаран, на языке токписин) и площадь перед ним (амай). Треугольный фасад тамбарана, достигающий 30 м высоты, украшен панно, расписанным минеральными красками (жёлтая, красная, чёрная и белая) на прогрунтованных глиной влагалищах листа саговой пальмы. Балки и столбы мужского дома представляют резные многофигурные композиции, изображающие предков.
Система родства ирокезского типа. Делятся на патрилинейные тотемические кланы (кум, гем), не имеющие наследственных вождей. Лидерство в клане определяется личными достоинствами. Мужчины деревни делятся на две группы (ара) ритуальных партнёров по церемониальному обмену ямсом и свиньями. Мужчины одной ара производят инициации подростков другой ара. Семья моногамная. Допускается полигиния.
Мужчины носили фаллокрипт, женщины ходили обнаженными: праздничная мужская одежда — юбочка из окрашенных растительных волокон, плетёные и раковинные браслеты (ручные и ножные), серьги, гребни, головные украшения плетёные или из перьев казуара, ожерелья из цветов, плодов, раковин: распространено раскрашивание лица и тела. Праздничная женская одежда — кусок белой тапы и плетёная сумка, крепящаяся к голове, расшитая кольцами из раковин. Основа пищи — растительная.
Литература
- Koch G., KulturdevAbelam. DieBerliner Maprik»—Sammlung. B.. 1968: (Veroftemlichungen des Museums fur Volkerkunde, Neue Folge. Bd 16, Abteilung Siidsee 8).