Арабы

Арабы, аль-араб (самоназвание), группа народов, метаэтническая общность.

Численность и язык

Общая численность  от 350 до 450 миллионов человек (2005).

В Азии арабы составляют большинство населения —

  • Бахрейна (бахрейнские арабы),
  • Иордании (иорданские арабы),
  • Ирака (иракские арабы),
  • Республики Йемен (йеменские арабы),
  • Катара (катарские арабы),
  • Кувейта (кувейтские арабы),
  • Ливана (ливанские арабы),
  • Объединённых Арабских Эмиратов (ОАЭ; Объединенных Арабских Эмиратов арабы),
  • Омана (оманские арабы),
  • Саудовской Аравии (Саудовской Аравии арабы),
  • Сирии (сирийские арабы);

в Африке —

  • Алжира (алжирские арабы),
  • Западной Сахары (мавры),
  • Египта (египетские арабы),
  • Ливии (ливийские арабы),
  • Мавритании (мавры),
  • Марокко (марокканские арабы),
  • Судана (суданские арабы),
  • Туниса (тунисские арабы).

В Израиле, Иордании, Ливане, Сирии и других странах живут палестинские арабы; арабы живут также в Турции, Иране, Афганистане, Индонезии и др. странах. Арабы-эмигранты есть в Западной Европе, Северной и Южной Америке, Западной и Южной Африке, Австралии и др.

Относятся в основном к индо-средиземноморской расе большой европеоидной расы. Арабский язык относится к южной подгруппе западно-семитской группы афразийской семьи. Литературный арабский язык, распространённый среди всех арабов, имеет диалектные варианты (иракский арабский, йеменский арабский и т. д.).

Современные разговорные арабские диалекты распадаются на следующие важнейшие группы:

  • аравийские,
  • йеменские,
  • иракские,
  • сиро-ливанские,
  • египетские,
  • суданские,
  • магрибские,
  • хасания,
  • шува и др.

На новоарамейских диалектах северной подгруппы западно-семитских языков говорят представители этноконфессиональных общностей (сабийцы и др.) в некоторых районах Сирии и Ирака. Часть арабов южноаравийского побережья говорит на малых языках южнопериферийной подгруппы семитской группы афразийской семьи: шахри, ботхари, харсуси в Омане, махра и сокотрийцы в Йемене. Письменность на арабской графической основе.

Основная масса арабов исповедует ислам. Преобладают сунниты. Есть шииты разных толков: в Иране (где составляют подавляющее большинство), Ираке, Сирии, Ливане, Кувейте, Бахрейне, ОАЭ, Саудовской Аравии, Йемене и др., в том числе друзы и нусайриты; ибадиты (в арабских странах Персидского залива и в Северной Африке). Среди арабов-христиан — копты Египта, марониты и православные Ливана, мелькиты (Ливан, Сирия, Иордания и др.) и др.

История

Предки арабов — племена Аравийского полуострова, у которых во 2-й половине 2-го тыс. до н. э. после одомашнения верблюда начал складываться хозяйственно-культурный тип кочевников-верблюдоводов (бедуинов).

Первые северо-арабские государства 1-го тыс. до н.э. — 1-го тыс. н.э. — Пальмира (Тадмор), Набатея, Лихь-ян, Гассан, Лахм и племенное объединение Центральной Аравии Кинда — не консолидировали племена Аравии в единый этнос. Это произошло с появлением ислама и созданием Арабского халифата (7 в.). С началом арабских завоеваний (1-я треть 7 в.) этноним арабов превращается в самоназвание аравийских племён, составивших средневековую арабскую народность. Распад Османской империи (конец 19 — начало 20 вв.), освободительная борьба арабов против европейских колониальных держав в 20 в. привели к политическому освобождению арабского мира, консолидации арабской наций.

Традиции

Большинство арабов — крестьяне-феллахи, занятые пашенным земледелием, кочевым скотоводством, садоводством и огородничеством. Основа родо-племенной организации — линидж, имеющий общего предка по мужской линии и связанный обычаями взаимопомощи, кровной мести и эндогамии (предпочитается патрилатеральный ортокузенный брак). Несколько таких групп составляют подразделение племени или само племя во главе с вождём. Система родства в основном арабского типа.

Традиционное жилище кочевников и полукочевников — четырёхугольная палатка из чёрной (обычно козьей) шерсти, иногда из брезента, оседлых арабов — каркасно-столбовое жилище. Дома крестьян и горожан относятся к различным вариантам средиземноморского типа (одноэтажный прямоугольный дом с внутренним двором). В зависимости от местности сооружаются глинобитные постройки, каменные дома-крепости, хижины из циновок и т. д. Религиозная и светская архитектура (памятники Дамаска, Багдада, Каира, Кордовы и др.) и декоративно-прикладное искусство арабов оказали большое влияние на мировую культуру.

В одежде населения Южной Аравии характерны запашные юбки (фута) и головные повязки, для внутренних областей полуострова — распашные плащи без рукавов (аба), долгополые рубахи с длинными рукавами, головные платки. Разница между мужской и женской одеждой часто состоит в отделке и способе ношения. Кольца, серьги, ручные и ножные браслеты, носовые запонки и др. украшения нередко составляют единственное личное имущество женщин. У бедуинок бытует татуировка и раскрашивание лица, ладоней, ступней и тела. Многие мусульманки закрывают лица вуалями, масками или покрывалами. Современная одежда арабов представляет собой сочетание арабских и других восточных (иранских, турецких и др.) и европейских элементов.

Обычная пища бедуинов — верблюжье молоко, пресные пшеничные, ячменные, просяные или кукурузные лепёшки, финики. У оседлых арабов — каши из различных зерновых, козье молоко, овечий сыр, зелень, овощи и т. д.; в зависимости от страны и сезона изредка мясо. Многие арабы-мусульмане соблюдают пищевые предписания ислама (пост в месяц рамадан, запрет на алкогольные напитки и свинину).

Богат фольклор арабов, ставший источником классической арабской поэзии и тесно связанный с музыкальным творчеством. Основные музыкальные инструменты — бубен, барабаны, лютня, двуструнный или однострунный смычковый ребаб (прототип скрипки) и др.

Развитие промышленности в арабских странах, оседание кочевников, рост числа сельскохозяйственных и городских рабочих разрушают пережитки родо-племенных и патриархально-феодальных отношений. В ряде арабских стран (Алжир, Сирия, Йемен и др.) с 60-х годов 20 в. осуществляются важные социально-экономические преобразования антикапиталистического характера.

Литература

  • Луцкий В.Б., Проблема арабского единства, «Советская этнография», 1957, №1;
  • Першиц А.И., Хозяйство и общественно-политический строй Северной Аравии в XIX-первой трети XX вв., (Историко-этнографические очерки). М.. 1961;
  • Фильштинекий И. М., Шидфар Б. Я.. Очерк арабо-мусульманской культуры. (VII — XII вв.), М.. 1971
  • Грязневич П.А., Аравия и арабы (к истории термина ал-араб), в сб.: Письменные памятники и проблемы истории культуры народов Востока, М., 1977;
  • Воронина В.Л., Народное жилище арабских стран, М., 1972;
  • Новейшая история арабских стран (1917-1966), М., 1968;
  • Веймар Б.В. Искусство арабских стран и Ирана VII-XVII вв., М., 1974;
  • Еолян И.Р,. Очерки арабской музыки, М., 1977;
  • Грюнебаум Г.Э. фон, основные черты арабо-мусульманской культуры. Статьи разных лет, (Рус.пер.), М., 1981;
  • Gibb H. A. R., Studies on the civilization of Islam, Boston, 1962.
Алжирская женщина. Район Орана.
Алжирская женщина. Район Орана.
Писец на улице Дамаска.
Писец на улице Дамаска.
Йеменское жилище. Город Сана.
Йеменское жилище. Город Сана.
Улица в Багдаде. 80-е гг. 20 в.
Улица в Багдаде. 80-е гг. 20 в.
Продавец шербета в Каире.
Продавец шербета в Каире.
Горное селение йеменских арабов. Йемен.
Горное селение йеменских арабов. Йемен.
Город Таиз, Йемен.
Город Таиз, Йемен.
Феллах в поле. Фаюмский оазис. Египет.
Феллах в поле. Фаюмский оазис. Египет.
Бедуинский шатёр (разрез).
Бедуинский шатёр (разрез).
Богатый левантийский дом.
Богатый левантийский дом.
Башенный дом в горной части Аравийского п-ва.
Башенный дом в горной части Аравийского п-ва.
Арабы Кении.
Арабы Кении.