Община

Община —

  1. Объединение людей, связанных общими интересами, например сельская, земляческая, религиозная община и т. д.
  2. Во многих зарубежных странах — низовая административно-территориальная единица.
  3. В специальном историко-этнографическом значении — самоуправляющийся производственный и социально-бытовой коллектив, характерный для первобытнообщинного строя (первобытная община) и докапиталистических классовых обществ (соседская, или крестьянская община). Помимо этих двух основных исторических типов многие исследователи выделяют ряд подтипов или переходных форм.

Общепринятая типологизация и связанная с ней терминология отсутствуют.

Первобытная община была самостоятельным социальным организмом и основывалась на началах доклассового равенства (эгалитарности), что однако, неодинаково проявлялось на различных этапах её эволюции. В раннепервобытной общине, которая вела присваивающее хозяйство, добывался только жизнеобеспечивающий продукт, и поэтому общине были присущи общая собственность и уравнительное распределение. Размеры общины не превышали нескольких десятков человек. В позднепервобытной общине, перешедшей к производящему или высоко специализированному присваивающему хозяйству, добывался относительно регулярный избыточный продукт, и поэтому в ней при сохраняющемся господстве коллективистской экономики уже зародились индивидуальная собственность и трудовое распределение. Размеры общины возросли, внутри ее появились субобщины (семейная община и т. п.); возникли зачаточные формы неравенства и эксплуатации. О времени возникновения и структуре первобытной общины существуют различные точки зрения, что в значительной степени связано с расхождениями во взглядах на её соотношение с родом и парной семьёй (см. Брак и семья). Однако большинство отечественных этнографов согласны между собой в том, что в развитом первобытном обществе община в основном совпадала с одним родом; поэтому многие обозначают её как родовую, выделяя раннеродовую и позднеродовую общины.

Соседская (территориальная), или крестьянская, община — низовая ячейка социального организма классового общества, основана на ещё не получивших развития частнособственнических началах докапиталистических отношений. К. Маркс отмечал свойственную природе община двойственность (дуализм): образующие общину обособленные домохозяйства уже имеют в частной собственности крестьянский двор с сельхоз-инвентарём, скотом и т. п. и ведут парцеллярное хозяйствово, но ещё в той или иной мере сохраняют общую собственность на землю (позднее лишь на второстепенные угодья). Не община, а крестьянское домохозяйство является основной экономической ячейкой, но оно ещё не может существовать вне общины. Соседская община включена в общую политико-правовую систему государства, но сохраняет самоуправление и обычное право. Часто она обладает также определенными особенностями материальной культуры, народного творчества, культа. По своим размерам соседская община может достигать многих сотен и даже тысяч человек; в этом случае в ней обычно выделяются группы родственных домохозяйств — патронимии. Община в целом является объектом эксплуатации со стороны господствующего класса, использующего для этой цели даже такие специфические общинные порядки, как круговая порука.

Многие исследователи считают, что между первобытной община и соседской община докапиталистического классового общества имеется преемственность и, соответственно, переходный тип общины. Такой тип общины долгое время усматривали в семейной (большесемейной, домовой, патриархальной и т. п.) общине; однако сама семейная община выделялась внутри других типов общин и была субобщиной. Также преобладает мнение о существовании переходной формы общины, называемой первобытной соседской (раннесоседской), протокрестьянской или гетерогенной; основная её характеристика — групповая обособленная собственность каждого из составляющих общину домохозяйств на движимое имущество (отдельно от общинного имущества, но общее внутри домохозяйства). Община переходного типа обычно объединяла осколки многих родов, откуда её обозначение как гетерогенной (разродной).

Помимо исторической типологизации имеются классификации общин но их принадлежности к хозяйственно-культурным типам (и по др. признакам): различаются земледельческая (сельская, деревенская) община оседлых земледельцев или земледельцев-скотоводов, кочевая (пастбищно-кочевая, аульная) община кочевых и полукочевых скотоводов и промысловая община высокоспециализированных охотников и рыболовов. Термины «земледельческая» и «сельская» иногда применяются для обозначения не хозяйственно-культурной разновидности, а стадиальной принадлежности раннесоседской и соседской община; но поскольку доказана универсальность община для всех хозяйственно-культурных типов, подобное словоупотребление встречается всё реже.

Раннесоседская и соседская община широко бытуют в зарубежных странах Азии, Африки и Латинской Америки, в т. ч. и в тех, которые встали на путь некапиталистического развития. Роль общинных институтов здесь неоднозначна. Так, традиционная взаимопомощь в община может успешно использоваться для кооперации крестьянства, но может и прикрывать отношения эксплуатации, тормозя прогрессивные преобразования.