Скотоводство

Скотоводство, тип хозяйства или хозяйственный уклад, основанный на содержании и разведении домашних животных.

Скотоводство возникло с приручением и доместикацией животных в мезолите — неолите 10-8 тыс. лет назад. Его генезис на ранних этапах был тесно связан со становлением оседлоземледельческого хозяйства. Скотоводство может быть ведущим видом хозяйства, а может играть подчинённую роль. Соответственно на одном полюсе помещается кочевое скотоводство, на другом — содержание и разведение немногочисленных животных в общинах оседлых земледельцев. Между этими полюсами располагается множество переходных типов. Все они так или иначе определяют образ жизни людей, который и служит основным критерием их типологизации. Главные типы скотоводства представлены —

  • пастушеским,
  • отгонно-пастбищным,
  • полукочевым,
  • кочевым.

Эти типы складывались последовательно в разное время в связи с совершенствованием скотоводческой техники и навыков выпаса, появлением новых форм использования животных и ростом потребности в мускульной силе животных и скотоводческой продукции, изменением социальной структуры отдельных человеческих коллективов, проникновением скотоводства в районы с иными природными условиями и т. д. Первоначально домашних животных держали главным образом ради мяса, используя, кроме того, шкуру, кости, рога, волос как сырьё для производства. Позже возникло доение скота, которое получило важное хозяйственное значение с 4-3 тыс. до н. э., когда стали получать молоко от коров и научились изготовлять из него разные продукты питания. В этот же период возникло и начало распространяться шерстоткачество и появились ткани из козьего волоса. Мускульная сила животных использовалась первоначально для втаптывания семян в землю, при обмолоте, для перевозки вьюков, а чуть позже их стали запрягать в сани-волокуши.

С возникновением рала и колеса в 4—3 тыс. до н. э. эта сфера применения животных ещё больше расширилась. В зависимости от вида домашних животных, методов и техники их выпаса и использования, климатических и физико-географических условий в разных районах мира сложились различные скотоводческие системы. Главные из них —

  1. овце- и козоводство в полуаридных степях и горных районах от Северной Африки и Южной Европы до Северного Китая и Южной Африки на основе главным образом отгонно-пастбищного и яйлажного скотоводства,
  2. разведение крупного рогатого скота в относительно влажных степных районах на основе отгонно-пастбищного или полукочевого скотоводства в Восточной и местами Западной Африке, а также в ряде районов Азии,
  3. овцеводство, козоводство и коневодство в степях Евразии на основе кочевого и полукочевого хозяйства,
  4. верблюдоводство в Юго-Западной Азии, Сахаре и ряде районов Средней и Центральной Азии на основе кочевого и полукочевого хозяйства,
  5. овцеводство, козоводство и яководство в Тибете на основе яйлажного скотоводства,
  6. оленеводство евразийского Севера на основе полукочевого и кочевого хозяйства,
  7. ламоводство в Андах на основе пастушеского или отгонного скотоводства в условиях оседлости.

Разведение немногочисленных домашних животных в оседлоземледельческих общинах на основе пастушеского скотоводства составляло лишь уклад в рамках хозяйства, ориентированного на земледелие. Особые хозяйственные системы складывались у охотников, заимствовавших транспортных животных у более развитых соседей.

Как правило, они продолжали вести подвижный образ жизни, связанный с охотой, продуктивность которой при наличии таких животных, усиливших мобильность и эффективность хозяйства, возросла. Это —

  • оленные охотники Сибири и Северной Евразии,
  • конные охотники степей Северной и Южной Америки,
  • охотники верхом на верблюдах Северо-Западной Африки.

Во всех обществах, обладавших домашними животными, неизбежно возникали такие задачи, как их прокорм, лечение, охрана, а в более развитых — забота об их воспроизводстве. Уход за домашними животными осуществлялся лицами обоих полов, но в разных обществах их участие в этом было различным. Чаще всего мужчины являлись пастухами, а женщины заботились о животных, находившихся в посёлке. При наличии нескольких видов животных мужчины пасли крупных (верблюдов, лошадей, крупный рогатый скот), а женщины — мелких (коз, овец). Доение и обработка молока чаще всего были делом женщин, но в ряде обществ (тода Индии, динка и шиллук Южного Судана, некоторые туареги Нигера и Мали и т. д.) коров доили мужчины. У кочевников-сомали женщины доили мелкий рогатый скот, а мужчины — коров и верблюдов. У некоторых групп туарегов мужчины доили только верблюдов, а женщины — коров, овец и коз.

Определённым шагом в эволюции скотоводческой техники было возникновение стойлового содержания скота, которое в Европе, например, появилось в бронзовом веке. Для контроля за стадом при пастьбе и для охраны от хищников многие скотоводы издавна использовали собак. Возникновение скотоводства существенно повлияло на развитие прав собственности. Домашние животные с самого начала находились в индивидуальной собственности, пастбища же долгое время принадлежали отдельным общинам. Наличие домашних животных играло большую роль в социальных отношениях, так как животные входили в брачный выкуп, ими платили за труд, уплачивали штрафы, мясо домашних животных служило престижной пищей и широко использовалось при организации пиров типа потлача, а также ритуалов в честь духов и божеств. Поэтому скотоводство считалось более престижным занятием, чем земледелие, причём даже у таких народов, для которых земледелие имело большее хозяйственное значение. На этой основе возникло особое, почтительное отношение к скоту, благоговение перед ним, существенно повлиявшее на развитие духовной жизни: большая роль скотоводческих мотивов в эпосе, мифологии, песенно-фольклорном жанре, танцах, изобразительном искусстве, наличие массы скотоводческих терминов в бытовой лексике.